Тема Политика и национальные отношения
- Этнополитика, сущность и функции
- Национальные права человека
- Национальное государство
- Право наций на самоопределение
- Политика и национализм
- Национальная политика в Украине
Этнополитика, сущность и функции
В политической жизни многих стран все большее значение приобретает национальный вопрос и национальная проблематика. Эту сферу политики принято называть «этнополитикой» или «этнонациональной политикой», определяя ее как взаимодействие этносов (родоплеменные образования, народы, нации, национальные группы) и государства. Этнонациональная политика - конкретная деятельность государства и этносов (или их представителей в лице партий, движений, этноэлит), направленная на достижение стабильности многонационального общества путем учета, согласования и разрешения национальных интересов и требований. Национальная политика имеет определенную структуру, компоненты которой тесно взаимодействуют с общей политикой. К ним относятся:
1. Этнополитические отношения, выражающие определенный характер взаимосвязей этносов между собой и институтами власти. Они характеризуют многообразное взаимодействие национальной элиты и многонационального электората, национальных движений и партий и т. д. Показателем этнополитической жизни является характер отношений субъектов этнополитики в соревновании за политическое господство:
o удовлетворение своих интересов – осознанное национальное примирение и стабильность;
o межнациональный конфликт и кризис многонационального общества.
2. Этнополитическое сознание, отражающее зависимость политической жизни от отношения этносов к институтам власти. Этнополитика здесь представляет собой не что иное, как непрерывное воплощение и закрепление национальных идеалов, целей, норм и установок, механизм рекрутирования национальных элит.
3. Этнополитическая организация, как часть организационных структур государства и представителей этносов в лице этноэлиты национальных автономий, национальных движений, партий и других звеньев.
Функции этнополитики:
Ø функция обеспечения специфических потребностей различных этнонациональных групп в области языка, национальной культуры, традиций и др.
Ø функция стабилизации межэтнических отношений, предполагающая установку на согласие и межэтнический консенсус, разрешение межэтнических конфликтов на основе взаимного учета интересов, исключения конфронтации из арсенала взаимодействия народов, сознательный выбор конфликтующими сторонами диалога как общепринятой формы решения спорных вопросов.
Ø функция формирования культуры межнационального общения – включает нормативные требования, возведенные в ранг закона и регулирующие взаимоотношения представителей различных национальностей, а также нормы отношений между этносами, сложившиеся в процессе общения, в которых отражены общечеловеческие идеалы дружбы, уважения к другим народам.
Ø моделирование и прогнозирование этнополитических ситуаций, которые могут возникнуть как в отношениях между этносами, так и в отношениях этносов с государством.
Ø защита прав и свобод человека.
Национальные права человека
Одной из важнейших задач этнополитики является защита прав человека. Национальные права относятся к числу неотъемлемых прав личности. Однако они не индивидуальны, как политические, гражданские и др. Это связано с тем, что каждый отдельный человек может реализовать свои национальные права не иначе, как через коллектив, т. е. через определенную этническую общность. К таким правам, которые зафиксированы в документах международного сообщества и реализуются демократическими государствами, принадлежат:
- право на этническую идентичность, сохранение и развитие своей этнической самобытности, этнокультурной среды. Государство обеспечивает для этносов возможность свободного развития национальной культуры, пользования родным языком, вероисповедание традиционной религии, удовлетворение национальных обычаев, обрядов и др.;
- право нации, народа на самоопределение, которое, в зависимости от конкретных условий, осуществляется в различных формах: образование независимых государств; территориальная автономия в границах государства (преимущественно для этносов, проживающих на своей этнической территории); национально-культурная автономия (преимущественно для национальных групп, этническая родина которых находится за пределами страны проживания). У представителей инонационального населения сохраняется право на реиммиграцию, то есть на выезд на свою этническую родину или в другие страны;
- право на защиту от дискриминации по национальному признаку. Никто не может быть ограничен ни в каких правах из-за своей национальной принадлежности. Как отдельная личность, так и весь народ в случае дискриминационных действий государства имеет право на полную реабилитацию и компенсацию последствий этих антигуманных действий.
Национальное государство
Проблема связей нации и государства давний предмет изучения и дискуссий.
Нация (лат. - племя, народ) – историческая социоэтническая, политическая и духовная общность людей с определенной психологией, самосознанием, общей территорией, экономической жизнью, культурой и языком.
Важнейшими факторами консолидации людей в нации, их сближения и общения были товарное производство и торговля. Только с формированием мирового рынка товарно-денежные отношения приобрели всеобщий характер и стали основой разрушения феодального уклада жизни и становления этнополитических общностей как общемирового явления. Этот процесс охватывает период XVI - XX веков.
В Европе раньше, чем на других континентах, зародились национальные движения и сложилась система национальных государств. В середине XIX в. состояние этнодвижений и образование национальных государств можно условно разделить на такие группы:
- постинтеграционные, составлявшие одно целое (англичане, русские, австрийцы, французы, шведы, датчане, голландцы), и зависимые от них страны;
- прединтеграционные, близкие к объединению или освобождению от зависимости (немцы, итальянцы, испанцы, португальцы);
- интегрированные в иностранные политические структуры при сохранении определенной целостности (ирландцы, норвежцы, бельгийцы и те, что входили в Австро-Венгерскую, Российскую и Османскую империи);
- разинтегрированные - разделенные между государствами (поляки, литовцы, украинцы и др.).
Появление и развитие национального государства невозможно без наличия у большинства его граждан подсознательной идеи, которая объединяла бы население страны в нацию. Национальная идея отражает весь комплекс проблем самоутверждения нации, ее прав и свобод, а народ ощущает свое внутреннее единство, связь поколений и традиций, видит перспективу своей деятельности. Национальное государство является формой политической организации, где сочетаются политико-гражданская и этническая принадлежность людей. Национальное государство образовано соответствующей нацией, компактно проживающей на определенной территории, в результате осуществления ею основного права на политическое самоопределение, которое обеспечивает необходимые условия для сохранения и развития достояния этой нации и обогащения и развития всех наций, этнических групп, проживающих в данном государстве. Национальный вопрос - это форма открытого выдвижения в повестку дня проблем этнополитического бытия. Существует 2 подхода к решению национального вопроса.
v Марксистский подход предполагает решение всех национальных проблем на основе социализма. Была попытка доказать, что в Советском Союзе якобы национальный вопрос разрешен полностью и окончательно.
v Демократическая теория утверждает, что с установлением политической демократии в многонациональном государстве национальный вопрос исчезает сам собой. Но практика показывает, что даже в демократических государствах национальный вопрос не решен (Великобритания – ирландцы, Бельгия – валлоны и фламандцы, Испания - баски).
Право наций на самоопределение
Национальный вопрос непосредственно связан с требованием права наций, народов, этногрупп на самоопределение в разных формах. В современных условиях проблемы национального самоопределения актуальны в трех аспектах.
- самоопределение действительно может привести к государственному отделению и созданию национального государства, что в условиях многонационального государства означает распад, как это происходит с империями;
- национальное самоопределение может означать на практике добровольное, на основе демократического волеизъявления народа вхождение его в унитарное или союзное государство или создание федеративных государств на действительно равноправной основе.
- интеграция издавна независимых национальных государств в крупные образования типа Европейского Сообщества, в которых согласуется национальный суверенитет с прогрессивными процессами интеграции.
Право национального самоопределения – это право каждого этноса самому определять формы национально-государственного существования, устанавливать связи с соседями в интересах собственного процветания. Быть за национальное самоопределение – значит быть против насильственного удерживания любого этноса в границах многонационального государства, против попыток силой определить судьбу другой нации. Процветание многонационального государства, например, Российской Федерации, невозможно без подлинной реализации права каждого народа на самоопределение. В этнополитике право на самоопределение признается всеми. История показывает, что чем более демократичным будет многонациональное государство, чем больше реальных прав и полномочий получают этносы, тем активнее будет их стремление к единению и интеграции. Этнический конфликт – это крайняя форма обострения и столкновения интересов наций, этнических групп. Его причина – нерешение или несправедливое решение национального вопроса в различных сферах общественной жизни, от чего зависит сохранение идентичности этнической общности. В межэтническом конфликте можно выделить определенные стадии его вызревания и развития:
ü Стадия первая - латентная, когда наблюдаются взаимное отчуждение, разногласия в кругу соплеменников, оскорбительные выпады против представителей другой нации.
ü Вторая стадия – активная, когда последовательно насаждается в средствах массовой информации негативное отношение к другим этносам.
ü Третья стадия – политико-действенная: собрания, митинги, которые нагнетают напряжение в обществе.
ü Стадия насилия и вооруженной борьбы вплоть до этноцида, массовой депортации и межэтнической войны.
Политика и национализм Национальные движения за реализацию своих прав оцениваются неоднозначно. В политике колониальных, тоталитарных и иных недемократических государств такие движения квалифицируются как национализм. Разновидностью национализма является великодержавная политика, направленная на подчинение одних наций другими, на проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигание национальной вражды, недоверия и конфликтов (импершовинизм). Национализм понимается как движение угнетенного народа за осуществление права на самоопределение, как идеология и практика противостояния этносов великодержавному шовинизму и всем имперским устремлениям другого народа. В словаре Оксфордского университета под определением «националист» подразумевается человек, защищающий интересы нации. Парижский толковый словарь утверждает, что «национализм» - это «любовь к отчизне, возведенная до самоотречения и самопожертвования». Марксизм видит причины национализма в классовых противоречиях и полагает, что с ликвидацией антагонизмов между классами исчезнут и межнациональные антагонизмы. Второе направление оценки национализма заключается в том, что национализм – это стремление к демократии, националисты это творческие созидательные элементы, способные вести нацию по пути прогресса (Н. Бердяев). А. Крум, А. Гераклидис и др. считают, что национализм возникает как следствие «внутреннего колониализма» и «зтницистской позиции». Сущность первого заключается в том, что с развитием рыночных отношений менее развитым регионам навязываются способы жизнедеятельности более развитого центра без учета местной национальной специфики, что, естественно, вызывает протест национальных групп; сущность второго – в том, что этническая идентичность проникает во все сферы жизни, и национализм, как движение, направлен на сохранение своей национальной самобытности.
Национальная политика в Украине
Национальная политика в Украине предполагает создание такого государства, в котором будет преобладать принцип национальных интересов в государственном, а не в этническом значении. С целью гармонизации межэтнических отношений главными направлениями национальной политики в Украине являются:
Þ Укрепление в межнациональных отношениях атмосферы толерантности, дружбы, взаимного доверия, уважения к языку, культуре, традициям, обычаям и религии этнических групп.
Þ Расширение сотрудничества с зарубежными украинцами, забота об их национально-культурных потребностях.
Þ Создание гарантий, которые бы исключали проявление экстремизма, дискриминации граждан по национальным, религиозным либо языковым признакам.
Þ Совершенствование правовых основ регулирования межнациональных отношений.
Þ Обеспечение равных конституционных прав и свобод гражданам всех национальностей.
Þ Интеграция в украинское общество этнических групп, которые были незаконно депортированы, осуществление мероприятий для их политической, правовой, социальной и культурной реабилитации.
Þ Развитие культурной самобытности украинского этноса, всестороннее развитие украинской культуры и языка.
Þ Создание благоприятных условий для развития этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств.
Запрещено копирование материалов с сайта без гиперссылки на sheiko28.narod.ru Нарушение исключительных прав преследуется законом.
© 2009-2016 sheiko28.narod.ru. Все права защищены.