Тема Зарождение науки о политике
и основные этапы ее развития.
- Общая характеристика мировой политической мысли
- Политическая мысль Древнего Востока
- Политическая мысль античности
- Политические учения Средневековья и Возрождения
- Политические идеи Просвещения
- Политическая мысль XIX века
Общая характеристика мировой политической мысли
Основные этапы |
Особенности и характерные черты |
Основные представители |
Политическая мысль Древнего Востока |
Политическая мысль не выделялась в самостоятельную отрасль знаний, отражалась в мифологической форме, господствовало понимание божественного происхождения власти |
Конфуций, Мо-Цзы, Лао-Цзы, Шан-Ян |
Политическая мысль античности |
|
Солон, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека |
Политические учения Средневековья |
|
Августин Аврелий, Фома Аквинский |
Политическая мысль Возрождения |
Развитие гуманистических начал в политической теории, освобождение от теологии |
М. Лютер, Ж. Боден, Н. Макиавелли. |
Политические идеи Просвещения |
Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни |
Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. |
Политические теории XIX века |
|
И. Кант, И. Г. Фихте, Г. Гегель |
Политические учения XX века |
|
Г. Моска, Р. Михельс, М. Вебер, Р. Арон, З. Бжезинский, К. Поппер, Б. Рассел. |
Политическая мысль Древнего Востока
Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Свое учение изложил в труде «Беседы и поучения». Развил патриархальную концепцию государства, которая заключается во взгляде на государство как на большую семью и на власть императора как на своеобразную власть отца в этой семье. Отношения правителей и подданных похожи на отношения в семье, где младшие зависимы от старших. Существует неравенство: «темные» люди (простолюдины) должны подчиняться «благородным мужам». Конфуций выступал за аристократическую форму правления.
Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.). Основал школу даосизма. Даосисты исходили из того, что человек – часть природы, а потому находит свое счастье только в единстве с природой. Цивилизация является источником несчастий, потому что человек теряет покой. Государства должны быть маленькими, с немногочисленным населением, идея даосизма предусматривала создание минигосударств на уровне сел, общин; правителям рекомендовалось как можно менее вмешиваться в естественное течение жизни.
Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Основал ведущее течение политической мысли Древнего Китая – легизм. Легисты считали, что государство должно ликвидировать распущенность народа, установить определенные эталоны в мыслях и действиях всех граждан. Они выступали за укрепление чиновничьего и карательного аппарата, введение жестких норм, которые регулируют все сферы жизни, и выполнение которых обеспечивается угрозой наказания. Возникает идея равенства всех перед законом. Легисты подчеркивали, что лучше наказать несколько невиновных, чем пропустить одного злодея. Легисты выступали против накопления гражданами частной собственности. Способствовали утверждению деспотии.
Политическая мысль античности
Солон (между 640-635 и 559 гг. до н.э.). Государство требует таких законов, которые соединили бы право и силу. В результате проведенных им реформ, политические права граждан начали зависеть не от происхождения, а от размера собственности. Солон считал, что беззакония и междоусобицы - наибольшее зло, а порядок и закон – наибольшее добро для государства.
Сократ (470-399 гг. до н.э.). Первым сформулировал концепцию договорных отношений между государством и ее гражданами. Возможность политической свободы связывал с господством мудрых и справедливых законов. Основой нормального существования государства считал нерушимость законов, подчинение им всех граждан. Выделял такие формы правления: царство, тирания, аристократия, плутократия, демократия. Выступал против демократии, где власть принадлежит большинству народа, т.е. грубым и некомпетентным людям.
Платон (427-347 гг. до н.э.). В диалоге «Государство» разработал теорию идеального государственного строя. Государство является отражением строения человеческой души, где трем ее началам (разумному, волевому и вожделеющему) соответствуют три общественных класса-сословия: философов-правителей, воинов и производителей. Смысл и требование справедливости состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом и не вмешивался в чужие дела. Поэтому для обеспечения справедливости необходимо достигнуть иерархического подчинения различных сословий на основе внутренних качеств каждого из них. Разумное начало (философы) должно господствовать, волевое начало (воины) быть защитой от внутренних и внешних врагов, подчиняясь первым; оба сословия управляют началом неразумным и вожделеющим – рядовыми свободными гражданами, которые занимаются хозяйственной деятельностью. Чтобы власть реализовывала интересы всего общества, а не свои собственные, правящие сословия (философы и воины) освобождаются от всех частных отдельных привязанностей, прежде всего личного имущества и семьи. Все вещи, женщины и дети должны стать общими, принадлежащими всем вместе, но никому в отдельности. Платон отрицал все существующие виды государственного устройства как неустойчивые и порочные именно потому, что власть в них всегда есть реализацией эгоистических интересов отдельных социальных групп во имя собственного блага. Это касается и тех государств, где господствует волевое начало (тимократия), и тех где господствует вожделеющее начало (олигархия, демократия, тирания).
Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Политические взгляды изложены в трудах «Политика», «Афинская полития». Считал, что государство возникло естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей граждан, и целью его существования является достижения блага людей. Он первым назвал человека «существом политическим», т.е. таким, который может жить только в государстве. Формы государства Аристотель разделял в зависимости от количества правителей и целей, которые они преследуют. В соответствии с целями правителей, он выделял правильные и неправильные формы государства. В правильных формах цель правителей общественное благо, в неправильных – свое личное благосостояние. По количеству правителей выделял правление одного, правление немногих, правление большинства. Соответственно у него фигурировало 6 форм государства: 3 неправильных (тирания, олигархия и демократия) и 3 правильных (монархия, аристократия, полития). Наихудшей формой правления является тирания, где власть осуществляется деспотическими методами одним человеком в личных интересах. Лучшей формой правления является полития, где власть осуществляется большинством и направлена на общественное благо. Полития – средняя форма государства, в которой перевешивает средний элемент: в обычаях – умеренность, в имуществе – средний достаток, в управлении – среднее сословие. Середина во всем позволяет избежать крайностей и смягчить противоречия между бедными и богатыми, что обеспечивает разумное управление и политическую стабильность.
Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Определял государство как дело приобретения всего народа. Провозглашал, что «народ – не какое-либо объединение людей, собранных вместе каким-то образом, а объединение людей, связанных между собой соглашением в вопросах права и общностью интересов». То есть государство является согласованным правовым общением граждан. Главная причина происхождения государства – врожденная потребность людей жить вместе и необходимость охраны собственности. Истинный правитель – мудрый, справедливый, предусмотрительный, уравновешенный, красноречивый, знающий учение о государстве, разбирающийся в вопросах права. Природное право возникло задолго до государства, без вмешательства людей, полностью отвечает божественным наставлениям, распространяется на всех без исключения индивидов, является постоянным, вечным и неизменным. Разделил войны на справедливые и несправедливые.
Сенека (4 г. до н.э. -65 г. н.э.). Отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их места в обществе. Не отрицал рабство, но защищал человеческое достоинство раба, призывал к гуманному отношению к этой части населения.
Политические учения Средневековья и Возрождения
Августин Аврелий (354-430 гг.). Свои взгляды изложил в труде «О граде Божьем». Рассматривает политические вопросы, опираясь на библейские положения. Все социальные, государственные и правовые учреждения и установки подает как следствие греховности человека, заложенной еще Адамом и Евой. Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве человека над человеком, в отношениях управления и подчинения, господства и рабства. Такое положение он называет «естественным порядком» человеческой жизни и критикует его с религиозно-идеальных позиций божественного порядка и его прообраза в лице христианской церкви. Греховный порядок мира имеет временный характер и будет существовать до второго пришествия Христа и судного дня, когда установиться «царство небесное». До тех пор Августин оправдывает существующие социально-политические порядки, но лишь в той мере, в которой они не противоречат христианской религии и церкви. Он считает приемлемыми все формы правления в том случае, если в государстве сохраняются воплощенные в праве справедливость и уважение к религии.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Его политические взгляды изложены в трудах «О господстве владык», «Сумма теологии». Государство рассматривается как определенная часть универсального порядка, творцом и правителем которой является Бог. Власть имеет божественный характер. Цель государства – сохранение порядка и гражданского спокойствия. Идеальной формой управления он считал смешанную: монарх воплощает единство, аристократия – принадлежащие ей заслуги, народ, который включается в управление, является гарантом социального согласия. Действия монарха ограничены законом. Если правитель в своих действиях отклоняется от воли Божьей, заботиться лишь о себе, то народ может восстать против него, но принимать решение должна церковь.
Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). «Государь», «История Флоренции». Заложил основы политической науки, впервые ввел в научный оборот термин «государство». В центре политической концепции поставил человека, который в своей деятельности руководствуется частными интересами, обусловленными стремлением сохранить и умножить свою собственность. Человеческий эгоизм обусловил появление государства как регулятора отношений между людьми. Утверждал, что для достижения политических целей правитель может использовать любые средства, несмотря на требования морали: обманывать, мстить, физически уничтожать противников («цель оправдывает средства»). Политика, по его мнению, - это сфера подлости и вероломства. Политика и мораль не имеют между собой ничего общего, главное в политике сила и выгода. Абсолютная власть быстро развращает как правителей, так и подданных.
Политические идеи Просвещения
Ш. Л. Монтескье (1689-1753 гг.) «О духе законов». Выделял три формы правления: республику, монархию деспотизм. Каждую форму правления характеризует определенный размер территории: монархии – небольшие, республики – средние, империи – огромные. Республике свойственен недостаточно иерархизованный порядок, умеренность, законность, участие всех в реализации высшей власти. Монархия отличается иерархичностью, дифференциацией граждан, но тут также присутствует и умеренность и законность. Для деспотии характерно отчужденность населения от власти, беззаконие, страх перед своеволием правителя. Монтескье отстаивал необходимость разделения власти на законодательную, судебную и исполнительную: одна власть должна сдерживать другую, что является необходимым условием политической свободы.
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). «Об общественном договоре». Считал, что вначале все люди жили в природном состоянии и гражданского общества не существовало. Основой социального неравенства стала частная собственность, что привело к гибели начального равенства и появлению общества. Обманутые богачами люди поступились своей свободой, чтобы получить свободу гражданскую, и путем общественного договора создали государство и законы, которым должны были подчиняться все. Однако создание государства привело не к гражданскому равенству, а к появлению социального неравенства. Основой всякой законной власти является соглашение людей, проявлением которого является общественный договор. Сущность договора – каждый человек отдает себя под высшее руководство общей воли и становится ее участником. Власть таким образом переходит к ее верховному носителю, суверену, которым являются все участники соглашения, т.е. народ. Народный суверен – это власть, которая осуществляется общей волей большинства и является неделимой. Суверенная законодательная власть может осуществляться лишь непосредственно самим народом-сувереном. В зависимости от того, кому поручается исполнительная власть – всем, нескольким или одному, Руссо различает 3 формы правления: демократия, аристократия и монархия. Отличия между ними не имеют большого значения, т.к. везде суверенитет и законодательная власть принадлежат народу.
Политическая мысль XIX века
И. Кант (1724-1804 гг.) «Метафизика нравов», «О вечном мире». Наиболее полно обосновал политическую доктрину либерализма и является одним из первых творцов концепции правового государства. Государство, по Канту, базировалась на принципе разделения власти на верховную, исполнительную и судебную. «Верховной» он называл власть, которая производит законы и принадлежит «коллективной воле народа». Исполнительная власть должна подчиняться верховной. Основными видами политического устройства, историческими видами власти были: автократия, аристократия и демократия. Кант отдавал преимущество первому виду. Его идеалом была конституционная монархия. Однако главное не форма государства, а методы осуществления власти; республика сама по себе еще не является демократией, а автократия – деспотией. Все определяет разделение власти.
Благо и назначение государства заключается в совершенном праве, в наибольшем соответствии устройства и режима власти принципам права. Право должно быть общеобязательным, для чего право надо наделить силой принуждения, что делает государство. Народ не имеет права на восстание, а лишь на пассивное сопротивление.
И.Г. Фихте (1762-1814 гг.) поддерживал концепцию естественного права и общественного договора. Он выступал против деспотизма монархов, и считал, что общая воля народа является ядром законодательства и определяет границы влияния государства. Государство Фихте рассматривал как временный институт, который является условием и средством обеспечения безопасности, организации производства, науки, образования и воспитания людей. Государство является злом и постепенно его заменит моральность. После исчезновения государства установится естественное положение человека, которое будет отвечать его настоящей природе и назначению.
Г. Гегель (1770-1831 гг.) «Философия права». Сторонник наследственной монархии, которая ограничена законами. Он является одним из родоначальников идеи гражданского общества, которое понимал как систему общественных институтов, которые выступают посредниками между государством и индивидом, защищают интересы граждан и их групп на государственном уровне. Государство по своей природе является идеальным образованием, оно не зависит от государства, наоборот, общество не может существовать без государства. Идеальным государством является конституционная монархия, где существует разделение властей на власть законодательную, власть правительственную и власть монарха. Законодательная власть – это власть определять всеобщее, правительственная власть подводит под всеобщее отдельные случаи. Монарх, поскольку за него все решают законы, лишь присоединяет к ним свою волю.
Запрещено копирование материалов с сайта без гиперссылки на sheiko28.narod.ru Нарушение исключительных прав преследуется законом.
© 2009-2016 sheiko28.narod.ru. Все права защищены.