Тема Гражданское общество.
1.Правовое государство
2.Гражданское общество
Правовое государство
Правовое государство – это суверенная, политико-территориальная организация публичной власти, которая базируется на принципах уважения личности, неприкосновенности ее прав и свобод, верховенства права и соблюдения закона. Разработка концепции правового государства диктуется потребностью в установлении такого соотнесения государства и права, чтобы осуществляемая государством политика, основывающаяся на праве, была бы наиболее эффективной. Термин «правовое государство» был впервые предложен немецким философом И. Кантом, а затем употреблялся в трудах К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Однако отдельные идеи, отражавшие сущность правового государства, возникли гораздо раньше – в работах Платона («Государство», «Софист»), Аристотеля («Политика», «Этика» и др.), Цицерона («Диалоги»), Дж. Локка, Ш. Монтескье.
Правовое государство характеризуют:
Þ Конституционная юрисдикция. Конституция – основной закон, все другие нормативно-правовые акты принимаются на ее основе.
Þ Принцип первичности и верховенства права. Право по отношению к государству всегда первично и обладает верховенством. Если государство действует в рамках права (а право это воплощение воли народа), то это значит, что оно не имеет каких-либо собственных, отличных от народных интересов и не может объективно использовать власть в своих целях; объективно выполняет волю народа, находится на службе у народа и не действует в своих интересах; подчинено народу и несет перед ним ответственность.
Þ Принцип соответствия закона праву. Его можно определить как категорический императив - требование к государству принимать правовые законы без каких-либо условий. Иначе говоря, отступление от данного принципа не может быть оправдано никакими обстоятельствами.
Þ Принцип формального равенства предполагает признание права, как равного для всех масштаба свободы. Формальное равенство предполагает одно – закрепление в законе одинаковых для всех стартовых возможностей, что является единственным способом и формой реализации социальной справедливости. Оно дает каждому право на различие, на фактическое неравенство, и это неравенство в рамках права предстает как справедливое неравенство, поскольку оно есть результат самореализации человека. Поэтому закрепленный в праве принцип формального равенства является его достоинством, а не недостатком, так как только право на неравенство, защита неравенства правом (напомним, что в праве находит закрепление только справедливое неравенство) - единственный естественный стимул и источник социальной активности. Оно же свидетельствует о соблюдении прав человека.
Þ Принцип разделения властей. В правовом государстве этот принцип кладется в основу структурной организации и функционирования государственной власти и ее органов. Его исходное требование – разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенции между законодательной, исполнительной и судебной властями. Законодательная власть в концепции правового государства должна выступать как выразительница народного суверенитета, ее функция принятие законов. Исполнительная власть занимается непосредственным осуществлением политики. Судебная власть выступает арбитром в механизме государственной власти, она определяет соответствие принимаемых законов конституции страны, а нормативных актов исполнительной власти – существующему законодательству.
Þ Принцип выборности и ротации власти. В правовом государстве народ, как источник власти, обладает возможностью ее формирования. Такая возможность достигается путем периодических выборов. Правовое – лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем на определенный срок.
Þ Наличие гарантий соблюдения прав и законодательства.
Þ Приоритет прав человека над правами государства. Действует принцип «Разрешено все то, что не запрещено». Исходя из этого принципа, в государственном регулировании гражданских отношений метод запрета имеет приоритет над методом разрешения. Последний используется только по отношению к самому государству, которое обязано действовать в рамках дозволенного - формально зафиксированных полномочий. Отсюда следует: государство, принимая законы, должно обусловить все то, что оно запрещает, а все то, что не подпадает под запрет, гражданин может делать по своему усмотрению.
Þ Развитая правовая культура.
Þ Тесная связь национального права с международным.
Þ Принцип измерения права человеком.
Гражданское общество
Появление правового государства было обусловлено развитием самого общества, и его становление стало возможным только благодаря рождению гражданского общества. Сам термин «гражданское общество» имеет двойное толкование. В первом, широком значении, его трактуют как часть общества, непосредственно не охваченную государством и развивающуюся автономно от него. В этом смысле гражданское общество совместимо как с демократией, так и с авторитаризмом. В ином, узком понимании термина можно говорить лишь о связи гражданского общества с правовым государством, существование которых возможно только друг с другом.
Гражданское общество – это совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Такое общество формируется стихийно, снизу, как результат свободы индивидов, превращения их из подданных государства в свободных граждан-собственников, понимающих свою ответственность за экономическую и политическую деятельность. В отличие от государства в гражданском обществе доминируют не вертикальные, а горизонтальные связи, не подчиненность, а отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Основные черты гражданского общества:
Þ Наличие демократической правовой государственности.
Þ Самоуправление индивидов, добровольных организаций и ассоциаций граждан.
Þ Разнообразие форм собственности (частная, коллективная, кооперативная), рыночная экономика.
Þ Плюрализм идеологий и политических взглядов, многопартийность.
Þ Доступ всех граждан к участию в государственных и общественных делах.
Þ Взаимная ответственность государства и граждан за исполнение демократически принятых законов.
Þ Наличие развитой социальной структуры.
Þ Развитая гражданская политическая культура и сознание.
Þ Преобладание прав граждан над государственными законами.
Þ Разнообразие социальных инициатив.
Þ Контроль общества над деятельность государственных органов.
Запрещено копирование материалов с сайта без гиперссылки на sheiko28.narod.ru Нарушение исключительных прав преследуется законом.
© 2009-2016 sheiko28.narod.ru. Все права защищены.