Вторник, 26.11.2024, 12:40

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!!!

 
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Друзья сайта
Вход на сайт

Меню сайта

Тема «Власть как общественное явление»

1.Понятие власти.

2.Политическая власть.

3.Ресурсы власти.

4.Легитимность власти.

5.Основные концепции власти.

 Понятие власти

Власть – это определенные отношения, предполагающие наличие субъекта и объекта, особое волевое усилие субъекта по отношению к объекту. Субъект власти (актор) – это тот, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей. Субъект власти должен обладать определенными свойствами: воля к власти и компетентность. Объект власти – тот, кто выстраивает свое поведение в соответствии с требованиями субъекта. Его главное качества – подчинение. Таким образом, властные отношения состоят из побуждения к действию объекта по желанию субъекта.

М. Вебер: «Власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого».

Власть состоит из двух элементов:

ü      Господство.  Причины:

o       интерес (определенные интересы социальных слоев и групп);

o       предрассудки.

ü      Подчинение.  Причины:

o       страх перед наказанием (сила власти соответствует тяжести наказания);

o       привычка к повиновению (характерна для традиционных обществ);

o       заинтересованность в выполнении распоряжений (личные интересы совпадают с общественными, наиболее эффективна);

o       убежденность в необходимости подчинения (патриотизм, нравственность);

o       авторитет, вызываемый у подчиненного субъектом власти (особые качества руководителя);

o       объединение субъекта власти с объектом.

Власть может реализовываться двумя способами:

  • открыто для объекта;

§         скрыто для объекта.

Виды власти:

  • Политическая власть (реальная способность социальной общности либо индивида к проявлению своей воли в политике на основе осмысленного политического интереса и сформулированных политических потребностей);
  • Экономическая власть (объективно обусловленные потребностями общества отношения, в которых собственник средств производства подчиняет своим интересам других участников производства);
  • Духовная власть (организация духовной жизни и использование идейного влияния и духовных ценностей для объединения людей в системе интересов определенных правящих сил);
  • Военная власть;
  • Семейная власть (построенное на силе авторитета влияние одного либо нескольких членов семьи ни ее жизнедеятельность).

Политическая власть

Политическая власть – это реальная способность социальной общности либо индивида к проявлению своей воли в политике на основе осмысленного политического интереса и сформулированных политических потребностей.

Признаки политической власти:

Ø      Легальность (власть применяется открыто в масштабах всего государства);

Ø      Суверенитет (верховенство власти, независимость, полнота и исключительность; решения политической власти обязательны для всякой иной);

Ø      Публичность (всеобщность и безличность власти, политическая власть реализуется от имени всего общества и обращается с помощью права ко всем гражданам);

Ø      Моноцентричность (наличие одного центра принятия решений);

Ø      Многообразие ресурсов.

Функции политической власти:

v     Создание стратегии управления обществом;

v     Разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;

v     Оперативное управление и регулирование общественными процессами;

v     Контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности развития общества.

Факторы эффективности политической власти:

  • Наличие (или отсутствие) материальных ресурсов;
  • Степень демократичности политической власти;
  • Наличие границ применения власти;
  • Информированность власти;
  • Авторитет политической власти.

 Ресурсы власти

Ресурсы власти – это совокупность средств, которые позволяют субъекту власти оказывать влияние на объект.

  1. Экономические (материальные ценности, необходимые для производства и потребления – деньги, ценные бумаги, полезные ископаемые, плодородные земли, продукты питания и т.д.);
  2. Социальные (способность изменять социальный статус, ранг и место в социальной структуре);
  3. Силовые (оружие и аппарат физического принуждения – армия, правоохранительные органы, прокуратура, суд и т.д.);
  4. Культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения – институты науки и образования, СМИ и т.д.);
  5. Демографические (люди как универсальный ресурс, который производит другие ресурсы);
  6. Политико-правовые (конституция, законы, программы).

Легитимность власти.

Легитимность власти – это положительная оценка населением власти, признание за ней права управлять и согласие граждан подчиняться. Формирование убежденности людей в правомочности и эффективности существующих политических институтов может достигаться различными способами. Немецкий социолог М. Вебер выделял 3 типа легитимности:

ü      Традиционная легитимность – основывается на авторитете традиций и обычаев. Примером подобной легитимности является власть вождей и монархов. Легитимность их власти основывается на праве престолонаследия, на признании божественного характера власти монарха. Традиционная легитимность сохранилась в странах с монархическим режимом: Непал, Иордания, Саудовская Аравия.

ü      Харизматическая легитимность – характеризуется абсолютным доверием населения власти в силу выдающихся, исключительных качеств лидера. Харизматическая легитимность возникает в переходных, нестабильных обществах и развивающихся странах.

ü      Рационально-легальная легитимность – основывается на вере в правильность формальных правил, по которым формируется власть: свободные выборы, верховенство закона, равная ответственность всех перед законом. Данная легитимность характерна для демократических стран.

Признаки падения легитимности:

  1. Рост степени принуждения;
  2. Ограничение прав и свобод;
  3. Запрещение политических партий и независимой прессы;
  4. Рост коррумпированности всех институтов власти и их сращивание с криминальными структурами;
  5. Низкая экономическая эффективность власти.

Крайней точкой падения легитимности власти являются революции, государственные перевороты, означающие открытую форму недовольства режимом.

 Основные концепции власти

Власть – это категория многозначная и разносторонняя. Существуют разнообразные философские и политологические концепции власти. Бихевиористическая концепция власти. От англ. behavior – поведение. Власть рассматривается как исходное начало, которым обуславливаются все политические действия личности. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой природы человека, при этом важную роль играют те блага и привилегии, которые получают наделенные властью люди. Политический бихевиоризм сводится к стремлению манипулировать поведением отдельных людей ради стабильности политической системы. В рамках бихевиористической концепции выделяются 3 основных модели определения власти:

  1. «Силовая модель». Власть понимается как воля к власти. Главная задача власти – обеспечить оптимальное соотношение, баланс сил и властных устремлений.
  2. «Рыночная модель». Власть является объектом купли-продажи на своеобразном рынке власти, где существует спрос и предложение, стремление к выгоде, конкуренция между продавцами и между покупателями.
  3. «Игровая модель». Властные отношения рассматриваются как соревнование, игра субъектов власти, где существуют определенные правила, где власть зависит от способностей, силы, гибкости соперников, их возможности приспосабливаться и настаивать.

Реляционистская концепция власти.

От франц. relation – отношения, связь. Власть рассматривается как отношения между двумя партнерами, которые дают возможность одному из них оказывать влияние на другого. Основное внимание фокусируется на ролевых отношениях, подчеркивается асимметричность властных отношений между субъектом и объектом власти. Такие отношения являются конфликтными и составляют суть политики. Существуют 3 разновидности реляционистской концепции власти:

  1. Теория сопротивления. Исследует властные отношения, в которых субъект подавляет сопротивление объекта. Основное внимание уделяется классификации различных форм и ступеней сопротивления в системе властных отношений.
  2. Теория обмена ресурсами. В основу анализа властных отношений положено неравномерное распределение ресурсов в обществе. Стремление тех, кто лишен определенных ресурсов, но желает их получить, обуславливает наличие власти у тех, кто обладает данными ресурсами в избытке.
  3. Теория раздела зон влияния. Утверждает, что в системе властных отношений личности постоянно обмениваться ролями – субъект власти и ее объект в разное время и в разных сферах влияния могут обмениваться местами.

 Системная концепция власти. Рассматривает власть как самоутверждающиеся отношения в политической системе общества. Власть объединяет все элементы системы в единое целое. Основное назначение политической власти заключается в поддержании стабильности общества, а для этого она должна регулировать отношения между людьми и обществом. Системный подход в понимании власти применяется на трех уровнях:

  1. Макроподход – власть как атрибут политической системы в целом, условие ее выживания, средство принятия решений и распределения ценностей.
  2. Мезоподход – власть на уровне отдельных составных системы – семьи, производственных групп, организаций.
  3. Микроподход – власть как взаимодействие индивидов между собой.
 
 

Запрещено копирование материалов с сайта без гиперссылки на sheiko28.narod.ru. Нарушение исключительных прав преследуется законом.

© 2009-2016 sheiko28.narod.ruВсе права защищены.

 
Protected by Copyscape DMCA Copyright Detector

Яндекс цитирования