Тема «Власть как общественное явление»
1.Понятие власти.
2.Политическая власть.
3.Ресурсы власти.
4.Легитимность власти.
5.Основные концепции власти.
Понятие власти
Власть – это определенные отношения, предполагающие наличие субъекта и объекта, особое волевое усилие субъекта по отношению к объекту. Субъект власти (актор) – это тот, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей. Субъект власти должен обладать определенными свойствами: воля к власти и компетентность. Объект власти – тот, кто выстраивает свое поведение в соответствии с требованиями субъекта. Его главное качества – подчинение. Таким образом, властные отношения состоят из побуждения к действию объекта по желанию субъекта.
М. Вебер: «Власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого».
Власть состоит из двух элементов:
ü Господство. Причины:
o интерес (определенные интересы социальных слоев и групп);
o предрассудки.
ü Подчинение. Причины:
o страх перед наказанием (сила власти соответствует тяжести наказания);
o привычка к повиновению (характерна для традиционных обществ);
o заинтересованность в выполнении распоряжений (личные интересы совпадают с общественными, наиболее эффективна);
o убежденность в необходимости подчинения (патриотизм, нравственность);
o авторитет, вызываемый у подчиненного субъектом власти (особые качества руководителя);
o объединение субъекта власти с объектом.
Власть может реализовываться двумя способами:
- открыто для объекта;
§ скрыто для объекта.
Виды власти:
- Политическая власть (реальная способность социальной общности либо индивида к проявлению своей воли в политике на основе осмысленного политического интереса и сформулированных политических потребностей);
- Экономическая власть (объективно обусловленные потребностями общества отношения, в которых собственник средств производства подчиняет своим интересам других участников производства);
- Духовная власть (организация духовной жизни и использование идейного влияния и духовных ценностей для объединения людей в системе интересов определенных правящих сил);
- Военная власть;
- Семейная власть (построенное на силе авторитета влияние одного либо нескольких членов семьи ни ее жизнедеятельность).
Политическая власть
Политическая власть – это реальная способность социальной общности либо индивида к проявлению своей воли в политике на основе осмысленного политического интереса и сформулированных политических потребностей.
Признаки политической власти:
Ø Легальность (власть применяется открыто в масштабах всего государства);
Ø Суверенитет (верховенство власти, независимость, полнота и исключительность; решения политической власти обязательны для всякой иной);
Ø Публичность (всеобщность и безличность власти, политическая власть реализуется от имени всего общества и обращается с помощью права ко всем гражданам);
Ø Моноцентричность (наличие одного центра принятия решений);
Ø Многообразие ресурсов.
Функции политической власти:
v Создание стратегии управления обществом;
v Разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;
v Оперативное управление и регулирование общественными процессами;
v Контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности развития общества.
Факторы эффективности политической власти:
- Наличие (или отсутствие) материальных ресурсов;
- Степень демократичности политической власти;
- Наличие границ применения власти;
- Информированность власти;
- Авторитет политической власти.
Ресурсы власти
Ресурсы власти – это совокупность средств, которые позволяют субъекту власти оказывать влияние на объект.
- Экономические (материальные ценности, необходимые для производства и потребления – деньги, ценные бумаги, полезные ископаемые, плодородные земли, продукты питания и т.д.);
- Социальные (способность изменять социальный статус, ранг и место в социальной структуре);
- Силовые (оружие и аппарат физического принуждения – армия, правоохранительные органы, прокуратура, суд и т.д.);
- Культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения – институты науки и образования, СМИ и т.д.);
- Демографические (люди как универсальный ресурс, который производит другие ресурсы);
- Политико-правовые (конституция, законы, программы).
Легитимность власти.
Легитимность власти – это положительная оценка населением власти, признание за ней права управлять и согласие граждан подчиняться. Формирование убежденности людей в правомочности и эффективности существующих политических институтов может достигаться различными способами. Немецкий социолог М. Вебер выделял 3 типа легитимности:
ü Традиционная легитимность – основывается на авторитете традиций и обычаев. Примером подобной легитимности является власть вождей и монархов. Легитимность их власти основывается на праве престолонаследия, на признании божественного характера власти монарха. Традиционная легитимность сохранилась в странах с монархическим режимом: Непал, Иордания, Саудовская Аравия.
ü Харизматическая легитимность – характеризуется абсолютным доверием населения власти в силу выдающихся, исключительных качеств лидера. Харизматическая легитимность возникает в переходных, нестабильных обществах и развивающихся странах.
ü Рационально-легальная легитимность – основывается на вере в правильность формальных правил, по которым формируется власть: свободные выборы, верховенство закона, равная ответственность всех перед законом. Данная легитимность характерна для демократических стран.
Признаки падения легитимности:
- Рост степени принуждения;
- Ограничение прав и свобод;
- Запрещение политических партий и независимой прессы;
- Рост коррумпированности всех институтов власти и их сращивание с криминальными структурами;
- Низкая экономическая эффективность власти.
Крайней точкой падения легитимности власти являются революции, государственные перевороты, означающие открытую форму недовольства режимом.
Основные концепции власти
Власть – это категория многозначная и разносторонняя. Существуют разнообразные философские и политологические концепции власти. Бихевиористическая концепция власти. От англ. behavior – поведение. Власть рассматривается как исходное начало, которым обуславливаются все политические действия личности. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой природы человека, при этом важную роль играют те блага и привилегии, которые получают наделенные властью люди. Политический бихевиоризм сводится к стремлению манипулировать поведением отдельных людей ради стабильности политической системы. В рамках бихевиористической концепции выделяются 3 основных модели определения власти:
- «Силовая модель». Власть понимается как воля к власти. Главная задача власти – обеспечить оптимальное соотношение, баланс сил и властных устремлений.
- «Рыночная модель». Власть является объектом купли-продажи на своеобразном рынке власти, где существует спрос и предложение, стремление к выгоде, конкуренция между продавцами и между покупателями.
- «Игровая модель». Властные отношения рассматриваются как соревнование, игра субъектов власти, где существуют определенные правила, где власть зависит от способностей, силы, гибкости соперников, их возможности приспосабливаться и настаивать.
Реляционистская концепция власти.
От франц. relation – отношения, связь. Власть рассматривается как отношения между двумя партнерами, которые дают возможность одному из них оказывать влияние на другого. Основное внимание фокусируется на ролевых отношениях, подчеркивается асимметричность властных отношений между субъектом и объектом власти. Такие отношения являются конфликтными и составляют суть политики. Существуют 3 разновидности реляционистской концепции власти:
- Теория сопротивления. Исследует властные отношения, в которых субъект подавляет сопротивление объекта. Основное внимание уделяется классификации различных форм и ступеней сопротивления в системе властных отношений.
- Теория обмена ресурсами. В основу анализа властных отношений положено неравномерное распределение ресурсов в обществе. Стремление тех, кто лишен определенных ресурсов, но желает их получить, обуславливает наличие власти у тех, кто обладает данными ресурсами в избытке.
- Теория раздела зон влияния. Утверждает, что в системе властных отношений личности постоянно обмениваться ролями – субъект власти и ее объект в разное время и в разных сферах влияния могут обмениваться местами.
Системная концепция власти. Рассматривает власть как самоутверждающиеся отношения в политической системе общества. Власть объединяет все элементы системы в единое целое. Основное назначение политической власти заключается в поддержании стабильности общества, а для этого она должна регулировать отношения между людьми и обществом. Системный подход в понимании власти применяется на трех уровнях:
- Макроподход – власть как атрибут политической системы в целом, условие ее выживания, средство принятия решений и распределения ценностей.
- Мезоподход – власть на уровне отдельных составных системы – семьи, производственных групп, организаций.
- Микроподход – власть как взаимодействие индивидов между собой.
Запрещено копирование материалов с сайта без гиперссылки на sheiko28.narod.ru. Нарушение исключительных прав преследуется законом.
© 2009-2016 sheiko28.narod.ru. Все права защищены.