Суббота, 30.11.2024, 00:07

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!!!

 
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Друзья сайта
Вход на сайт

Меню сайта

Основы финансового права Украины

Финансовое право Украины: понятие и предмет правового регулирования

Финансовое право — это совокупность правовых норм, регу­лирующих общественные отношения в сфере сбора, распределе­ния и использования органами государственной власти и мест­ного самоуправления средств в целях обеспечения выполнения возложенных на эти органы задач и функций. Финансовое право возникло на стыке государственного и административного права. Оно регулирует определенную сферу государственного управления, связанную с распределе­нием и перераспределением национального дохода страны. В этих отношениях проявляется организационная роль орга­нов государственной власти и местного самоуправления, поэтому по характеру они являются властно-имущественны­ми. Это главный признак, отличающий финансово-правовые отношения от других отношений денежного характера. Например, отношения государственных сберкасс и граждан, сдающих деньги на хранение, имеют гражданско-правовой характер. Еще одним признаком, отличающим финансовое право от других отраслей, является метод правового регулирования. В финансовом праве используется властный метод воздействия государства на субъектов финансово-правовых отношений. В отличие от государственно-правовых и административно-правовых отношений, субъекты которых имеют определен­ные рамки для выбора формы поведения, в финансово-пра­вовых отношениях они должны действовать строго в пределах правовых норм. Финансово-правовые отношения строятся на принципе неравенства сторон. Предметом регулирования финансового права является бюд­жетная система Украины, порядок распределения доходов и расходов между ее звеньями; порядок подготовки, принятия и исполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов; система налогообложения, виды, размеры и сроки уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет; основы создания финансового, денежного, кредит­ного и инвестиционного рынков, оказание финансовых услуг и функционирование финансовых учреждений; порядок го­сударственного финансирования и кредитования, образова­ние и погашение государственного внутреннего и внешнего долга; статус национальной валюты, а также статус иностран­ных валют на территории Украины; порядок выпуска и обра­щения государственных ценных бумаг, их виды и типы. Финансово-правовые отношения могут возникать между государством в целом и его административно-территориаль­ными образованиями (Автономной Республикой Крым, об­ластями, районами, городами, районами в городах, поселка­ми и селами); между центральными и местными органами исполнительной власти и местного самоуправления; государ­ственными финансовыми органами и предприятиями, учреж­дениями и организациями; между государственными финан­совыми органами и населением.

  

Бюджет и бюджетная система

Вопросы бюджета регулируются статьями 95—98 Консти­туции Украины и Бюджетным кодексом Украины от 21 июня 2001 г. Бюджет представляет собой план формирования и ис­пользования финансовых ресурсов для обеспечения функ­ций, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления в Украине. Бюджетная система состоит из Государственного бюдже­та Украины и местных бюджетов. К местным бюджетам отно­сятся бюджет Автономной Республики Крым, бюджеты об­ластей, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления (территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений). Сводный бюджет Украины состоит из совокупности пока­зателей всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Ук­раины. Он используется для анализа и определения основ го­сударственного регулирования социально-экономического развития Украины.

Бюджетная система Украины основывается на принципах:

1)  единства бюджетной системы Украины, которое обес­печивается единой правовой базой, единой денежной систе­мой, единым регулированием бюджетных отношений, еди­ной бюджетной классификацией, единством порядка испол­нения    бюджетов    и    ведения    бухгалтерского    учета    и отчетности;

2)  сбалансированности, то есть соответствия полномочий на осуществление расходов бюджета объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

3)  самостоятельности - государство средствами государ­ственного бюджета не несет ответственности по бюджетным обязательствам   органов   власти   Автономной   Республики Крым и органов местного самоуправления, а органы власти Автономной Республики Крым и органы местного само­управления средствами соответствующих бюджетов не несут ответственности по бюджетным обязательствам друг друга, а также по бюджетным обязательствам государства;

4)  полноты — включению в состав бюджетов подлежат все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляе­мые в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов власти Автономной Респуб­лики Крым, органов местного самоуправления;

5) обоснованности — бюджет формируется на реалистиче­ских макропоказателях экономического и социального разви­тия государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета;

6) эффективности — при составлении и исполнении бюд­жетов все участники бюджетного процесса должны стремить­ся к максимальному достижению запланированных целей при привлечении минимально достаточного объема бюджет­ных средств;

7)  субсидиарности— распределение расходов между госу­дарственным и местными бюджетами, а также между местны­ми бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг их по­требителю;

8)  целевого использования бюджетных средств только по бюджетным назначениям;

9)   справедливости и непредвзятости распределения об­щественного богатства между гражданами и территориальны­ми громадами;

10) публичности и прозрачности — Государственный бюд­жет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения по отчету об их исполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами;

11)  ответственности участников бюджетного процесса — каждый участник бюджетного процесса несет ответствен­ность за свои действия или бездействие на каждой его стадии.

Бюджетный процесс — это регламентированная законода­тельством деятельность по составлению, рассмотрению, утверждению бюджетов, их исполнению и контролю за ним, утверждению отчетов об исполнении бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины. Кабинет Министров Украины не позднее 15 сентября каждого года представляет Верховной Раде Украины проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. Вместе с проектом представляется доклад о ходе испол­нения Государственного бюджета Украины текущего года. Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой Украины на период с 1 января по 31 декаб­ря (бюджетный год), а при особых обстоятельствах — на иной период. Регулярные отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета Украины публикуются в средствах массовой инфор­мации. Бюджет Автономной Республики Крым, областные и ра­йонные бюджеты, городские (городов Киева и Севастополя, города республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения) бюджеты на следующий бюд­жетный период утверждаются решением Верховной Рады Ав­тономной Республики Крым и соответствующих местных со­ветов не позднее двухнедельного срока после официального опубликования закона о Государственном бюджете Украины. Городские (городов районного значения) бюджеты, районные в городах (если таковые созданы), поселковые и сельские бюджеты на следующий бюджетный период утверждаются ре­шениями соответствующих советов не позднее двухнедельно­го срока после утверждения районного или городского (горо­дов Киева и Севастополя, города республиканского Автоном­ной Республики Крым или города областного значения) бюджета. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса осуществляется в соот­ветствии с их компетенцией Верховной Радой Украины, Счетной палатой, Министерством финансов Украины, Госу­дарственным казначейством Украины, Государственной контрольно-ревизионной службой Украины, Верховной Ра­дой и Советом министров Автономной Республики Крым, местными советами, их исполнительными органами и мест­ными государственными администрациями. Бюджетная классификация — это единая систематизиро­ванная, функциональная группировка доходов, расходов и финансирования бюджета по однородным признакам (эконо­мическая сущность, функциональная деятельность, организа­ционное устройство и другие) в соответствии с законодатель­ством Украины и международными стандартами, что обеспе­чивает контроль, общегосударственную и международную сопоставимость бюджетных данных. Структура бюджетной классификации разрабатывается Кабинетом Министров Ук­раины и утверждается Верховной Радой Украины. Правила составления и исполнения бюджетов, входящих в состав бюджетной системы Украины, утверждаются в поряд­ке, установленном Кабинетом Министров Украины. Доходы и расходы бюджетов должны полностью в них отображаться. Их взаимозачет и компенсация запрещаются, кроме исклю­чений, установленных законами Украины. Передача бюджет­ных средств из одного бюджета в другой одного и того же уровня запрещается. Доходы бюджетов образуются за счет поступлений от уплаты физическими и юридическими лицами налогов, сбо­ров и других обязательных платежей, поступлений из иных источников, установленных законодательством Украины. До­ходы бюджетов Украины делятся на доходы Государственно­го бюджета Украины и местных бюджетов. Средства Государственного бюджета Украины расходуют­ся только на цели и в пределах, утвержденных Законом Ук­раины "О Государственном бюджете Украины". Средства местных бюджетов расходуются только на цели и в пределах, утвержденных соответственно Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами народных депутатов. В Государственный бюджет Украины не включаются расхо­ды, не предусмотренные законами Украины. Существуют функциональная, экономическая, ведомственная и програм­мная классификации расходов всех бюджетов. Функциональная классификация расходов осуществляется по разделам, подразделам и группам, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление соответственно общих функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления. По экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие, капитальные и расходы развития и кредитова­ния. Эта классификация является наиболее важной. Текущие расходы -- это расходы бюджетов на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, которая действует на начало бюджетного года, а также на финансиро­вание мероприятий по социальной защите населения и других мероприятий, не относящихся к расходам развития. Капитальные расходы, или расходы развития, — это расходы бюджетов на финансирование инвестиционной и инноваци­онной деятельности: финансирование капитальных вложе­ний производственного и непроизводственного назначения; финансирование структурной перестройки народного хозяй­ства; субвенции и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством. Ведомственная классификация расходов бюджета осущест­вляется в соответствии с перечнем главных распорядителей бюджетных средств. На основе этого перечня Государствен­ное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств. При формировании бюджета программно-целевым методом ис­пользуется программная классификация расходов, то есть их распределение по направлениям расходования средств. Основы финансового права Украины

 Налоговая политика в Украине: общая характеристика

Налоговая политика — это деятельность органов государ­ственной власти и местного самоуправления в сфере установле­ния и сбора налогов и сборов (обязательных платежей; далее — налогов), реализуемая посредством определения плательщиков налогов и других обязательных платежей, объектов налогообло­жения и ставок налогов; видов налогов, сборов и других обяза­тельных платежей, взимаемых на территории Украины, мест­ных налогов, сборов и других обязательных платежей; основных принципов предоставления льгот и освобождения от налого­обложения. Налоговая политика является основным направ­лением осуществления финансовой политики государства. Общие принципы налоговой политики изложены в Ос­новных положениях налоговой политики в Украине, утвер­жденных постановлением Верховной Рады Украины от 4 де­кабря 1996 г. В соответствии с этими Основными положе­ниями система налогообложения в Украине строится на следующих принципах:

1)  стимулирование предпринимательской производствен­ной деятельности и инвестиционной активности — введение льгот по налогообложению прибыли (дохода), направляемой на развитие производства;

2)  обязательность — введение норм по уплате налогов, определенных на основании данных об объектах налогообло­жения за отчетный период, и установление ответственности налогоплательщиков  за  нарушение  налогового  законода­тельства;

3) равнозначность и пропорциональность — взимание на­логов с юридических лиц в определенной доле от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов на равные прибыли и пропорционально больших налогов на большие доходы;

4)  равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода к субъ­ектам хозяйствования (юридическим и физическим лицам, включая нерезидентов) в определении обязанностей по упла­те налогов;

5)  социальная справедливость — обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем введе­ния экономически обоснованного не облагаемого налогом минимума доходов граждан и применения дифференциро­ванного и прогрессивного налогообложения граждан, полу­чающих высокие и сверхвысокие доходы;

6) стабильность — обеспечение неизменяемости налогов и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года;

7)  экономическая обоснованность — установление нало­гов на основании показателей развития национальной эконо­мики и финансовых возможностей, учитывая необходимость достижения сбалансированности расходов бюджета с его до­ходами;

8)  равномерность уплаты - установление сроков уплаты налогов с целью обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;

9) компетенция — установление и отмена налогов, а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с дей­ствующим законодательством о налогообложении исключи­тельно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Авто­номной Республики Крым и местными советами;

10)  единый подход к разработке налоговых законов с обя­зательным определением налогоплательщика, объекта нало­гообложения, источника уплаты налога, налогового периода, ставок налога, сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;

11) доступность налогового законодательства для налого­плательщиков.

Стабильные, общеизвестные и единые для всех принципы налоговой политики обеспечивают нормальные условия хо­зяйствования и постепенное развитие рыночных отношений.

Система налогообложения и ее значение

Система налогообложения — это совокупность налогов, уплачиваемых в бюджеты и государственные целевые фонды в установленном законами Украины порядке, а также права, обя­занности и ответственность плательщиков. Каждое государство устанавливает собственную систему налогообложения, то есть определяет налогоплательщиков, объекты налогообложения, виды налогов и порядок их упла­ты. Тип системы налогообложения определяется соотношением четырех секторов формирования налогов и сборов (обя­зательных платежей): государственного; коммерческого; фи­нансового сектора; населения. Эти вопросы регулируются Законом Украины "О системе налогообложения "от 18февраля 1997г. В соответствии с этим Законом, установление и отмена налогов в бюджеты и в госу­дарственные целевые фонды осуществляется Верховной Ра­дой Украины в пределах, установленных этим Законом, другими законами Украины о налогообложении, Верховной Радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселко­выми, городскими советами. Верховная Рада Автономной Республики Крым, сельские, поселковые, городские советы имеют право устанавливать дополнительные льготы по нало­гообложению в пределах сумм, поступающих в их бюджеты. Ставки, механизм взимания налогов и льготы по налого­обложению определяются только законодательными актами о налогообложении. Изменения и дополнения в указанный вы­ше Закон, другие законодательные акты о налогообложении относительно льгот, ставок налогов, механизма их уплаты вносятся не позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюдже­тного года. Налоговая система Украины базируется на следующих принципах: стимулирование научно-технического прогресса, предпринимательской производственной деятельности и ин­вестиционной активности; обязательность; равнозначность и пропорциональность; равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации; социальная справед­ливость; стабильность; экономическая обоснованность; равномерность уплаты; компетенция; единый подход и до­ступность.

 Понятие "налог". Виды налогов

Под налогом следует понимать обязательный взнос в бюд­жет соответствующего уровня или в государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами о налогообложении. Налоги уплачивают в определенном размере и в четко опреде­ленные сроки. Государственные целевые фонды — это фонды, созданные в соответствии с законами Украины и формируемые за счет определенных законодательными актами налогов. Все госу­дарственные целевые фонды, кроме Пенсионного фонда Ук­раины, включаются в Государственный бюджет Украины.

Основные признаки налога:

1)  принудительность и обязательность, то есть отсутствие у плательщика выбора (платить или не платить) и установле­ние ответственности за уклонение от уплаты налога;

2)   безвозмездность, то есть направленность средств от плательщика  к  государству,  отсутствие  встречных  обяза­тельств со стороны государства;

3)  безусловность, то есть уплата налога без выполнения каких-либо действий со стороны государства;

4)  нецелевой характер, отсутствие четких указаний отно­сительно направлений использования поступлений от опре­деленного налога;

5)  распределение средств от конкретных налогов между бюджетами разных уровней и государственными целевыми фондами;

6)  безвозвратность, то есть средства, уплаченные в виде налогов, не возвращаются к плательщикам.

Функции налогов:

а)  фискальная — наполнение бюджетов всех уровней;

б) контрольная — проверка эффективности функциониро­вания налоговой системы;

в)  распределительная — распределение части националь­ного дохода по разным сферам удовлетворения обществен­ных нужд;

г)  регулирующая — обеспечение стимулирования одних отраслей общественного производства и сдерживание других.

Законодательство Украины о налогообложении не опреде­ляет разницы между налогом, сбором (обязательным плате­жом) и пошлиной. Оно базируется на единстве их основных признаков (обязательность уплаты, принудительный харак­тер, осуществление контроля за их поступлением со стороны единого органа государственной налоговой администрации). Однако, наряду с общими признаками, между ними су­ществуют и определенные различия. Налоги, в отличие от сборов и других обязательных платежей, имеют основное значение для формирования бюджета, поскольку они обеспечивают 80 процентов поступлений в его доходную часть. Цель налогов — удовлетворение нужд государства, тогда как сборы и пошлины направлены на удовлетворение нужд или расхо­дов отдельных учреждений. Налоги представляют собой без­условные платежи, тогда как сборы или пошлины платятся в связи с оказанием плательщику услуги со стороны государ­ственного учреждения, выполняющего свои властные полно­мочия. Сборы и пошлины в основном носят единовременный характер, тогда как налоги платятся с определенной перио­дичностью. Разница между сбором и пошлиной состоит в том, что сбор является платежом за наличие определенного права, а пош­лина — за осуществление в пользу плательщика действий, имеющих юридическое значение. Все налоги можно разделить на виды по различным при­знакам. В зависимости от характера плательщика различают: нало­ги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавлен­ную стоимость и т. п.), налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на промысел и т. п.). По форме обложения налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым, или прибыльно-имущественным, относятся нало­ги, уплачиваемые в процессе приобретения и накопления ма­териальных ресурсов. Они определяются размером объекта налогообложения, включаются в цену товара и уплачиваются производителем или собственником. Прямые налоги в свою очередь делятся на: личные налоги, уплачиваемые платель­щиком за счет и в зависимости от полученного им дохода (прибыли) и с учетом его платежеспособности, и реальные,  уплачиваемые с отдельных видов имущества (земли, строения) из расчета, в основе которого лежит не действительная, а предполагаемая прибыль. К личным налогам относятся: налог на прибыль предпри­ятий, налог на доходы физических лиц, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, плата за торговый патент на некоторые виды предпринима­тельской деятельности и т. п. Реальными налогами являются: налог на недвижимое имущество (недвижимость), плата (на­лог) за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. Косвенные налоги (налоги на потребление) взимаются в про­цессе реализации товаров или услуг, включаются в виде над­бавки к их цене и уплачиваются потребителем. Это — акциз­ный сбор, налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, государственная пошлина. Согласно Закону Украины "О системе налогообложения" все налоги в зависимости от органа государственной власти и местного самоуправления, который их устанавливает, делятся на общегосударственные и местные.

К общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам) относятся:

— налог на добавленную стоимость;

— акцизный сбор;

— налог на прибыль предприятий;

— налог на доходы физических лиц;

— таможенная пошлина;

— государственная пошлина;

— налог на недвижимое имущество (недвижимость);

—  плата (налог) за землю;

—  рентные платежи;

—  налог с владельцев транспортных средств и других са­моходных машин и механизмов;

— налог на промысел;

—  сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

— сбор за специальное использование природных ресурсов;

— сбор за загрязнение окружающей природной среды;

— сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликви­дации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;

—сбор на обязательное социальное страхование;

— сбор на обязательное государственное пенсионное стра­хование;

— сбор в Государственный инновационный фонд;

—  плата за торговый патент на некоторые виды предпри­нимательской деятельности;

—сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмеле­водства;

—  единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через го­сударственную границу Украины;

— сбор за использование радиочастотного ресурса Украины.

Общегосударственные налоги устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины. Налог на недвижимое имущество (недвижимость), плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор за загрязнение окружающей природной среды на терри­тории Автономной Республики Крым устанавливаются Вер­ховной Радой республики в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины.

К местным налогам отнесены:

1)  налог с рекламы и

2)  коммунальный налог.

К местным сборам (обязательным платежам) отнесены:

— гостиничный сбор;

— сбор за парковку автотранспорта;

— рыночный сбор;

— сбор за выдачу ордера на квартиру;

— курортный сбор;

— сбор за участие в бегах на ипподроме;

—сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;

— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ип­подроме;

— сбор за право использовании местной символики;

— сбор за право проведении кино   и телесъемок;

—   сбор за  проведение местного аукциона,  конкурсной распродажи и лотерей;

— сбор за проезд по территории пограничных областей ав­тотранспорта, направляющегося за границу;

—  сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

— сбор с владельцев собак.

Местные налоги, механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими сове­тами в соответствии с приведенным перечнем и в границах предельных размеров ставок, установленных законами Ук­раины. Исключение составляет сбор за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, следующего за грани­цу, устанавливаемый областными советами. Суммы местных налогов (сборов) зачисляются в бюджеты местных советов народных депутатов. В зависимости от характера использования налоги делятся на налоги общего назначения и специальные (целевые) нало­ги. Налоги общего назначения используются на общегосудар­ственные нужды без конкретизации мероприятий или рас­ходов. Специальные налоги зачисляются в государственные целевые фонды и используются исключительно на финанси­рование конкретных расходов (сбор в Фонд для осуществле­ния мероприятий по ликвидации последствий Чернобыль­ской катастрофы и социальной защите населения, сбор на обязательное социальное страхование, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, сбор в Государ­ственный инновационный фонд). По периодичности взыскания налоги бывают единовремен­ными, т. е. такими, которые платятся один раз в течение опре­деленного отрезка времени (чаще всего налогового периода) за осуществление определенных действий (налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и меха­низмов, налог с имущества, которое наследуется или дарится и т. п.) и систематические (регулярные), то есть такие, кото­рые платятся периодически (ежемесячно, ежеквартально).

 Налогоплательщики и объекты налогообложения

Налогоплательщиками являются юридические и физические лица, на которых согласно законам Украины возложена обязан­ность платить налоги. Учет налогоплательщиков осуществляется государствен­ными налоговыми администрациями и другими государ­ственными органами в соответствии с законодательством. Банки и другие финансово-кредитные учреждения открыва­ют счета налогоплательщикам лишь при условии предъявле­ния ими документа, подтверждающего постановку их на учет, и в трехдневный срок уведомляют об этом государственную налоговую администрацию.Налогоплательщики делятся по отношению к государству на национальных (резидентов) и иностранных (нерезидентов) плательщиков. По статусу различают такие 'категории пла­тельщиков, как юридические и физические лица. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), стоимость продукции (работ, услуг), в том числе таможенная или ее натуральные показатели, специальное использование природ­ных ресурсов, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, определенные законодательными актами о налогообложении. Ставки налогов и сборов (обязательных платежей) уста­навливаются Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами народ­ных депутатов в соответствии с законодательными актами о на­логообложении и не изменяются в течение бюджетного года.

На налогоплательщиков возлагаются следующие обязанности:

1)  вести бухгалтерский учет, составлять отчетность о фи­нансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать ее со­хранность в сроки, установленные законами;

2)  представлять в государственные налоговые органы и другие государственные органы в соответствии с законами декларации, бухгалтерскую отчетность и другие документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов;

3)  уплачивать причитающиеся суммы налогов в установ­ленные законами сроки;

4)  допускать должностных лиц государственных налоговых органов к обследованию помещений, используемых для получения доходов или связанных с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчис­ления и уплаты налогов.

Налогоплательщики имеют следующие права:

а)  представлять государственным налоговым органам до­кументы, подтверждающие право на льготы по налогообло­жению в порядке, установленном законами Украины;

б)  получать и знакомиться с актами проверок, проведен­ных государственными налоговыми органами;

в)  обжаловать в установленном законом порядке решения государственных налоговых органов и действия должностных лиц.

  

Ответственность за нарушение законодательства о налогах

Ответственность за правильность исчисления, своевре­менность уплаты налогов и соблюдение законов о налогооб­ложении несут налогоплательщики в соответствии с закона­ми Украины. Суммы налогов, не внесенные в определенный срок, а также суммы штрафов и других финансовых санкций взима­ются за все время уклонения от уплаты налогов с юридиче­ских лиц независимо от формы собственности и результатов финансово-хозяйственной деятельности в безоговорочном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке или через нотариальные конторы по исполнительным листам. Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, дру­гих обязательных платежей, которые входят в систему нало­гообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, или ли­цом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, или каким-либо другим ли­цом, обязанным их уплачивать, если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджеты либо государственные целевые фонды средств в значительных размерах, влечет уголовную ответственность (ст. 212 УК Украины). Уклонение от подачи декларации о доходах от з... Продолжение