Основы финансового права Украины
Финансовое право Украины: понятие и предмет правового регулирования
Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере сбора, распределения и использования органами государственной власти и местного самоуправления средств в целях обеспечения выполнения возложенных на эти органы задач и функций. Финансовое право возникло на стыке государственного и административного права. Оно регулирует определенную сферу государственного управления, связанную с распределением и перераспределением национального дохода страны. В этих отношениях проявляется организационная роль органов государственной власти и местного самоуправления, поэтому по характеру они являются властно-имущественными. Это главный признак, отличающий финансово-правовые отношения от других отношений денежного характера. Например, отношения государственных сберкасс и граждан, сдающих деньги на хранение, имеют гражданско-правовой характер. Еще одним признаком, отличающим финансовое право от других отраслей, является метод правового регулирования. В финансовом праве используется властный метод воздействия государства на субъектов финансово-правовых отношений. В отличие от государственно-правовых и административно-правовых отношений, субъекты которых имеют определенные рамки для выбора формы поведения, в финансово-правовых отношениях они должны действовать строго в пределах правовых норм. Финансово-правовые отношения строятся на принципе неравенства сторон. Предметом регулирования финансового права является бюджетная система Украины, порядок распределения доходов и расходов между ее звеньями; порядок подготовки, принятия и исполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов; система налогообложения, виды, размеры и сроки уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет; основы создания финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков, оказание финансовых услуг и функционирование финансовых учреждений; порядок государственного финансирования и кредитования, образование и погашение государственного внутреннего и внешнего долга; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы. Финансово-правовые отношения могут возникать между государством в целом и его административно-территориальными образованиями (Автономной Республикой Крым, областями, районами, городами, районами в городах, поселками и селами); между центральными и местными органами исполнительной власти и местного самоуправления; государственными финансовыми органами и предприятиями, учреждениями и организациями; между государственными финансовыми органами и населением.
Бюджет и бюджетная система
Вопросы бюджета регулируются статьями 95—98 Конституции Украины и Бюджетным кодексом Украины от 21 июня 2001 г. Бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления в Украине. Бюджетная система состоит из Государственного бюджета Украины и местных бюджетов. К местным бюджетам относятся бюджет Автономной Республики Крым, бюджеты областей, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления (территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений). Сводный бюджет Украины состоит из совокупности показателей всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины. Он используется для анализа и определения основ государственного регулирования социально-экономического развития Украины.
Бюджетная система Украины основывается на принципах:
1) единства бюджетной системы Украины, которое обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
2) сбалансированности, то есть соответствия полномочий на осуществление расходов бюджета объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;
3) самостоятельности - государство средствами государственного бюджета не несет ответственности по бюджетным обязательствам органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, а органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих бюджетов не несут ответственности по бюджетным обязательствам друг друга, а также по бюджетным обязательствам государства;
4) полноты — включению в состав бюджетов подлежат все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемые в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;
5) обоснованности — бюджет формируется на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета;
6) эффективности — при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к максимальному достижению запланированных целей при привлечении минимально достаточного объема бюджетных средств;
7) субсидиарности— распределение расходов между государственным и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг их потребителю;
8) целевого использования бюджетных средств только по бюджетным назначениям;
9) справедливости и непредвзятости распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами;
10) публичности и прозрачности — Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения по отчету об их исполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами;
11) ответственности участников бюджетного процесса — каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействие на каждой его стадии.
Бюджетный процесс — это регламентированная законодательством деятельность по составлению, рассмотрению, утверждению бюджетов, их исполнению и контролю за ним, утверждению отчетов об исполнении бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины. Кабинет Министров Украины не позднее 15 сентября каждого года представляет Верховной Раде Украины проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. Вместе с проектом представляется доклад о ходе исполнения Государственного бюджета Украины текущего года. Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой Украины на период с 1 января по 31 декабря (бюджетный год), а при особых обстоятельствах — на иной период. Регулярные отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета Украины публикуются в средствах массовой информации. Бюджет Автономной Республики Крым, областные и районные бюджеты, городские (городов Киева и Севастополя, города республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения) бюджеты на следующий бюджетный период утверждаются решением Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих местных советов не позднее двухнедельного срока после официального опубликования закона о Государственном бюджете Украины. Городские (городов районного значения) бюджеты, районные в городах (если таковые созданы), поселковые и сельские бюджеты на следующий бюджетный период утверждаются решениями соответствующих советов не позднее двухнедельного срока после утверждения районного или городского (городов Киева и Севастополя, города республиканского Автономной Республики Крым или города областного значения) бюджета. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса осуществляется в соответствии с их компетенцией Верховной Радой Украины, Счетной палатой, Министерством финансов Украины, Государственным казначейством Украины, Государственной контрольно-ревизионной службой Украины, Верховной Радой и Советом министров Автономной Республики Крым, местными советами, их исполнительными органами и местными государственными администрациями. Бюджетная классификация — это единая систематизированная, функциональная группировка доходов, расходов и финансирования бюджета по однородным признакам (экономическая сущность, функциональная деятельность, организационное устройство и другие) в соответствии с законодательством Украины и международными стандартами, что обеспечивает контроль, общегосударственную и международную сопоставимость бюджетных данных. Структура бюджетной классификации разрабатывается Кабинетом Министров Украины и утверждается Верховной Радой Украины. Правила составления и исполнения бюджетов, входящих в состав бюджетной системы Украины, утверждаются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Доходы и расходы бюджетов должны полностью в них отображаться. Их взаимозачет и компенсация запрещаются, кроме исключений, установленных законами Украины. Передача бюджетных средств из одного бюджета в другой одного и того же уровня запрещается. Доходы бюджетов образуются за счет поступлений от уплаты физическими и юридическими лицами налогов, сборов и других обязательных платежей, поступлений из иных источников, установленных законодательством Украины. Доходы бюджетов Украины делятся на доходы Государственного бюджета Украины и местных бюджетов. Средства Государственного бюджета Украины расходуются только на цели и в пределах, утвержденных Законом Украины "О Государственном бюджете Украины". Средства местных бюджетов расходуются только на цели и в пределах, утвержденных соответственно Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами народных депутатов. В Государственный бюджет Украины не включаются расходы, не предусмотренные законами Украины. Существуют функциональная, экономическая, ведомственная и программная классификации расходов всех бюджетов. Функциональная классификация расходов осуществляется по разделам, подразделам и группам, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление соответственно общих функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления. По экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие, капитальные и расходы развития и кредитования. Эта классификация является наиболее важной. Текущие расходы -- это расходы бюджетов на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, которая действует на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и других мероприятий, не относящихся к расходам развития. Капитальные расходы, или расходы развития, — это расходы бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности: финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения; финансирование структурной перестройки народного хозяйства; субвенции и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством. Ведомственная классификация расходов бюджета осуществляется в соответствии с перечнем главных распорядителей бюджетных средств. На основе этого перечня Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств. При формировании бюджета программно-целевым методом используется программная классификация расходов, то есть их распределение по направлениям расходования средств. Основы финансового права Украины
Налоговая политика в Украине: общая характеристика
Налоговая политика — это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в сфере установления и сбора налогов и сборов (обязательных платежей; далее — налогов), реализуемая посредством определения плательщиков налогов и других обязательных платежей, объектов налогообложения и ставок налогов; видов налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых на территории Украины, местных налогов, сборов и других обязательных платежей; основных принципов предоставления льгот и освобождения от налогообложения. Налоговая политика является основным направлением осуществления финансовой политики государства. Общие принципы налоговой политики изложены в Основных положениях налоговой политики в Украине, утвержденных постановлением Верховной Рады Украины от 4 декабря 1996 г. В соответствии с этими Основными положениями система налогообложения в Украине строится на следующих принципах:
1) стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности — введение льгот по налогообложению прибыли (дохода), направляемой на развитие производства;
2) обязательность — введение норм по уплате налогов, определенных на основании данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства;
3) равнозначность и пропорциональность — взимание налогов с юридических лиц в определенной доле от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов на равные прибыли и пропорционально больших налогов на большие доходы;
4) равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования (юридическим и физическим лицам, включая нерезидентов) в определении обязанностей по уплате налогов;
5) социальная справедливость — обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем введения экономически обоснованного не облагаемого налогом минимума доходов граждан и применения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие и сверхвысокие доходы;
6) стабильность — обеспечение неизменяемости налогов и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года;
7) экономическая обоснованность — установление налогов на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей, учитывая необходимость достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;
8) равномерность уплаты - установление сроков уплаты налогов с целью обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;
9) компетенция — установление и отмена налогов, а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с действующим законодательством о налогообложении исключительно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами;
10) единый подход к разработке налоговых законов с обязательным определением налогоплательщика, объекта налогообложения, источника уплаты налога, налогового периода, ставок налога, сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;
11) доступность налогового законодательства для налогоплательщиков.
Стабильные, общеизвестные и единые для всех принципы налоговой политики обеспечивают нормальные условия хозяйствования и постепенное развитие рыночных отношений.
Система налогообложения и ее значение
Система налогообложения — это совокупность налогов, уплачиваемых в бюджеты и государственные целевые фонды в установленном законами Украины порядке, а также права, обязанности и ответственность плательщиков. Каждое государство устанавливает собственную систему налогообложения, то есть определяет налогоплательщиков, объекты налогообложения, виды налогов и порядок их уплаты. Тип системы налогообложения определяется соотношением четырех секторов формирования налогов и сборов (обязательных платежей): государственного; коммерческого; финансового сектора; населения. Эти вопросы регулируются Законом Украины "О системе налогообложения "от 18февраля 1997г. В соответствии с этим Законом, установление и отмена налогов в бюджеты и в государственные целевые фонды осуществляется Верховной Радой Украины в пределах, установленных этим Законом, другими законами Украины о налогообложении, Верховной Радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами. Верховная Рада Автономной Республики Крым, сельские, поселковые, городские советы имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм, поступающих в их бюджеты. Ставки, механизм взимания налогов и льготы по налогообложению определяются только законодательными актами о налогообложении. Изменения и дополнения в указанный выше Закон, другие законодательные акты о налогообложении относительно льгот, ставок налогов, механизма их уплаты вносятся не позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года. Налоговая система Украины базируется на следующих принципах: стимулирование научно-технического прогресса, предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности; обязательность; равнозначность и пропорциональность; равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации; социальная справедливость; стабильность; экономическая обоснованность; равномерность уплаты; компетенция; единый подход и доступность.
Понятие "налог". Виды налогов
Под налогом следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или в государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами о налогообложении. Налоги уплачивают в определенном размере и в четко определенные сроки. Государственные целевые фонды — это фонды, созданные в соответствии с законами Украины и формируемые за счет определенных законодательными актами налогов. Все государственные целевые фонды, кроме Пенсионного фонда Украины, включаются в Государственный бюджет Украины.
Основные признаки налога:
1) принудительность и обязательность, то есть отсутствие у плательщика выбора (платить или не платить) и установление ответственности за уклонение от уплаты налога;
2) безвозмездность, то есть направленность средств от плательщика к государству, отсутствие встречных обязательств со стороны государства;
3) безусловность, то есть уплата налога без выполнения каких-либо действий со стороны государства;
4) нецелевой характер, отсутствие четких указаний относительно направлений использования поступлений от определенного налога;
5) распределение средств от конкретных налогов между бюджетами разных уровней и государственными целевыми фондами;
6) безвозвратность, то есть средства, уплаченные в виде налогов, не возвращаются к плательщикам.
Функции налогов:
а) фискальная — наполнение бюджетов всех уровней;
б) контрольная — проверка эффективности функционирования налоговой системы;
в) распределительная — распределение части национального дохода по разным сферам удовлетворения общественных нужд;
г) регулирующая — обеспечение стимулирования одних отраслей общественного производства и сдерживание других.
Законодательство Украины о налогообложении не определяет разницы между налогом, сбором (обязательным платежом) и пошлиной. Оно базируется на единстве их основных признаков (обязательность уплаты, принудительный характер, осуществление контроля за их поступлением со стороны единого органа государственной налоговой администрации). Однако, наряду с общими признаками, между ними существуют и определенные различия. Налоги, в отличие от сборов и других обязательных платежей, имеют основное значение для формирования бюджета, поскольку они обеспечивают 80 процентов поступлений в его доходную часть. Цель налогов — удовлетворение нужд государства, тогда как сборы и пошлины направлены на удовлетворение нужд или расходов отдельных учреждений. Налоги представляют собой безусловные платежи, тогда как сборы или пошлины платятся в связи с оказанием плательщику услуги со стороны государственного учреждения, выполняющего свои властные полномочия. Сборы и пошлины в основном носят единовременный характер, тогда как налоги платятся с определенной периодичностью. Разница между сбором и пошлиной состоит в том, что сбор является платежом за наличие определенного права, а пошлина — за осуществление в пользу плательщика действий, имеющих юридическое значение. Все налоги можно разделить на виды по различным признакам. В зависимости от характера плательщика различают: налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т. п.), налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на промысел и т. п.). По форме обложения налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым, или прибыльно-имущественным, относятся налоги, уплачиваемые в процессе приобретения и накопления материальных ресурсов. Они определяются размером объекта налогообложения, включаются в цену товара и уплачиваются производителем или собственником. Прямые налоги в свою очередь делятся на: личные налоги, уплачиваемые плательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода (прибыли) и с учетом его платежеспособности, и реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества (земли, строения) из расчета, в основе которого лежит не действительная, а предполагаемая прибыль. К личным налогам относятся: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности и т. п. Реальными налогами являются: налог на недвижимое имущество (недвижимость), плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. Косвенные налоги (налоги на потребление) взимаются в процессе реализации товаров или услуг, включаются в виде надбавки к их цене и уплачиваются потребителем. Это — акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, государственная пошлина. Согласно Закону Украины "О системе налогообложения" все налоги в зависимости от органа государственной власти и местного самоуправления, который их устанавливает, делятся на общегосударственные и местные.
К общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам) относятся:
— налог на добавленную стоимость;
— акцизный сбор;
— налог на прибыль предприятий;
— налог на доходы физических лиц;
— таможенная пошлина;
— государственная пошлина;
— налог на недвижимое имущество (недвижимость);
— плата (налог) за землю;
— рентные платежи;
— налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
— налог на промысел;
— сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;
— сбор за специальное использование природных ресурсов;
— сбор за загрязнение окружающей природной среды;
— сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;
—сбор на обязательное социальное страхование;
— сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
— сбор в Государственный инновационный фонд;
— плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;
—сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
— единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
— сбор за использование радиочастотного ресурса Украины.
Общегосударственные налоги устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины. Налог на недвижимое имущество (недвижимость), плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор за загрязнение окружающей природной среды на территории Автономной Республики Крым устанавливаются Верховной Радой республики в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины.
К местным налогам отнесены:
1) налог с рекламы и
2) коммунальный налог.
К местным сборам (обязательным платежам) отнесены:
— гостиничный сбор;
— сбор за парковку автотранспорта;
— рыночный сбор;
— сбор за выдачу ордера на квартиру;
— курортный сбор;
— сбор за участие в бегах на ипподроме;
—сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;
— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
— сбор за право использовании местной символики;
— сбор за право проведении кино и телесъемок;
— сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;
— сбор за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, направляющегося за границу;
— сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
— сбор с владельцев собак.
Местные налоги, механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с приведенным перечнем и в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины. Исключение составляет сбор за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, следующего за границу, устанавливаемый областными советами. Суммы местных налогов (сборов) зачисляются в бюджеты местных советов народных депутатов. В зависимости от характера использования налоги делятся на налоги общего назначения и специальные (целевые) налоги. Налоги общего назначения используются на общегосударственные нужды без конкретизации мероприятий или расходов. Специальные налоги зачисляются в государственные целевые фонды и используются исключительно на финансирование конкретных расходов (сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения, сбор на обязательное социальное страхование, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, сбор в Государственный инновационный фонд). По периодичности взыскания налоги бывают единовременными, т. е. такими, которые платятся один раз в течение определенного отрезка времени (чаще всего налогового периода) за осуществление определенных действий (налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, налог с имущества, которое наследуется или дарится и т. п.) и систематические (регулярные), то есть такие, которые платятся периодически (ежемесячно, ежеквартально).
Налогоплательщики и объекты налогообложения
Налогоплательщиками являются юридические и физические лица, на которых согласно законам Украины возложена обязанность платить налоги. Учет налогоплательщиков осуществляется государственными налоговыми администрациями и другими государственными органами в соответствии с законодательством. Банки и другие финансово-кредитные учреждения открывают счета налогоплательщикам лишь при условии предъявления ими документа, подтверждающего постановку их на учет, и в трехдневный срок уведомляют об этом государственную налоговую администрацию.Налогоплательщики делятся по отношению к государству на национальных (резидентов) и иностранных (нерезидентов) плательщиков. По статусу различают такие 'категории плательщиков, как юридические и физические лица. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), стоимость продукции (работ, услуг), в том числе таможенная или ее натуральные показатели, специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, определенные законодательными актами о налогообложении. Ставки налогов и сборов (обязательных платежей) устанавливаются Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами народных депутатов в соответствии с законодательными актами о налогообложении и не изменяются в течение бюджетного года.
На налогоплательщиков возлагаются следующие обязанности:
1) вести бухгалтерский учет, составлять отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать ее сохранность в сроки, установленные законами;
2) представлять в государственные налоговые органы и другие государственные органы в соответствии с законами декларации, бухгалтерскую отчетность и другие документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов;
3) уплачивать причитающиеся суммы налогов в установленные законами сроки;
4) допускать должностных лиц государственных налоговых органов к обследованию помещений, используемых для получения доходов или связанных с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов.
Налогоплательщики имеют следующие права:
а) представлять государственным налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогообложению в порядке, установленном законами Украины;
б) получать и знакомиться с актами проверок, проведенных государственными налоговыми органами;
в) обжаловать в установленном законом порядке решения государственных налоговых органов и действия должностных лиц.
Ответственность за нарушение законодательства о налогах
Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов и соблюдение законов о налогообложении несут налогоплательщики в соответствии с законами Украины. Суммы налогов, не внесенные в определенный срок, а также суммы штрафов и других финансовых санкций взимаются за все время уклонения от уплаты налогов с юридических лиц независимо от формы собственности и результатов финансово-хозяйственной деятельности в безоговорочном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке или через нотариальные конторы по исполнительным листам. Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, или каким-либо другим лицом, обязанным их уплачивать, если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджеты либо государственные целевые фонды средств в значительных размерах, влечет уголовную ответственность (ст. 212 УК Украины). Уклонение от подачи декларации о доходах от з... Продолжение