Пятница, 26.04.2024, 19:44

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!!!

 
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Вход на сайт

Меню сайта

Тема  Гражданское общество.

1.Правовое государство

2.Гражданское общество

 Правовое государство

Правовое государство – это суверенная, политико-территориальная организация публичной власти, которая базируется на принципах уважения личности, неприкосновенности ее прав и свобод, верховенства права и соблюдения закона. Разработка концепции правового государства диктуется потребностью в установлении такого соотнесения государства и права, чтобы осуществляемая государством политика, основывающаяся на праве, была бы наиболее эффективной. Термин «правовое государство» был впервые предложен немецким философом И. Кантом, а затем употреблялся в трудах К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Однако отдельные идеи, отражавшие сущность правового государства, возникли гораздо раньше – в работах Платона («Государство», «Софист»), Аристотеля («Политика», «Этика» и др.), Цицерона («Диалоги»), Дж. Локка, Ш. Монтескье.

Правовое государство характеризуют:

Þ    Конституционная юрисдикция. Конституция – основной закон, все другие нормативно-правовые акты принимаются на ее основе.

Þ    Принцип первичности и верховенства права. Право по отношению к государству всегда первично и обладает верховенством. Если государство действует в рамках права (а право это воплощение воли народа), то это значит, что оно не имеет каких-либо собственных, отличных от народных интересов и не может объективно использовать власть в своих целях; объективно выполняет волю народа, находится на службе у народа и не действует в своих интересах; подчинено народу и несет перед ним ответственность.

Þ    Принцип соответствия закона праву. Его можно определить как категорический императив - требование к государству принимать правовые законы без каких-либо условий. Иначе говоря, отступление от данного принципа не может быть оправдано никакими обстоятельствами.

Þ    Принцип формального равенства предполагает признание права, как равного для всех масштаба свободы. Формальное равенство предполагает одно – закрепление в законе одинаковых для всех стартовых возможностей, что является единственным способом и формой реализации социальной справедливости. Оно дает каждому право на различие, на фактическое неравенство, и это неравенство в рамках права предстает как справедливое неравенство, поскольку оно есть результат самореализации человека. Поэтому закрепленный в праве принцип формального равенства является его достоинством, а не недостатком, так как только право на неравенство, защита неравенства правом (напомним, что в праве находит закрепление только справедливое неравенство) - единственный естественный стимул и источник социальной активности. Оно же свидетельствует о соблюдении прав человека.

Þ         Принцип разделения властей. В правовом государстве этот принцип кладется в основу структурной организации и функционирования государственной власти и ее органов. Его исходное требование – разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенции между законодательной, исполнительной и судебной властями. Законодательная власть в концепции правового государства должна выступать как выразительница народного суверенитета, ее функция принятие законов. Исполнительная власть занимается непосредственным осуществлением политики. Судебная власть выступает арбитром в механизме государственной власти, она определяет соответствие принимаемых законов конституции страны, а нормативных актов исполнительной власти – существующему законодательству.

Þ    Принцип выборности и ротации власти. В правовом государстве народ, как источник власти, обладает возможностью ее формирования. Такая возможность достигается путем периодических выборов. Правовое – лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем на определенный срок.

Þ    Наличие гарантий соблюдения прав и законодательства.

Þ    Приоритет прав человека над правами государства. Действует принцип «Разрешено все то, что не запрещено». Исходя из этого принципа, в государственном регулировании гражданских отношений метод запрета имеет приоритет над методом разрешения. Последний используется только по отношению к самому государству, которое обязано действовать в рамках дозволенного - формально зафиксированных полномочий. Отсюда следует: государство, принимая законы, должно обусловить все то, что оно запрещает, а все то, что не подпадает под запрет, гражданин может делать по своему усмотрению.

Þ    Развитая правовая культура.

Þ    Тесная связь национального права с международным.

Þ    Принцип измерения права человеком.

 Гражданское общество

Появление правового государства было обусловлено развитием самого общества, и его становление стало возможным только благодаря рождению гражданского общества. Сам термин «гражданское общество» имеет двойное толкование. В первом, широком значении, его трактуют как часть общества, непосредственно не охваченную государством и развивающуюся автономно от него. В этом смысле гражданское общество совместимо как с демократией, так и с авторитаризмом. В ином, узком понимании термина можно говорить лишь о связи гражданского общества с правовым государством, существование которых возможно только друг с другом.

Гражданское общество – это совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Такое общество формируется стихийно, снизу, как результат свободы индивидов, превращения их из подданных государства в свободных граждан-собственников, понимающих свою ответственность за экономическую и политическую деятельность. В отличие от государства в гражданском обществе доминируют не вертикальные, а горизонтальные связи, не подчиненность, а отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Основные черты гражданского общества:

Þ    Наличие демократической правовой государственности.

Þ    Самоуправление индивидов, добровольных организаций и ассоциаций граждан.

Þ    Разнообразие форм собственности (частная, коллективная, кооперативная), рыночная экономика.

Þ    Плюрализм идеологий и политических взглядов, многопартийность.

Þ    Доступ всех граждан к участию в государственных и общественных делах.

Þ    Взаимная ответственность государства и граждан за исполнение демократически принятых законов.

Þ    Наличие развитой социальной структуры.

Þ    Развитая гражданская политическая культура и сознание.

Þ    Преобладание прав граждан над государственными законами.

Þ    Разнообразие социальных инициатив.

Þ    Контроль общества над деятельность государственных органов.

 
 

Запрещено копирование материалов с сайта без гиперссылки на sheiko28.narod.ru Нарушение исключительных прав преследуется законом.

© 2009-2016 sheiko28.narod.ruВсе права защищены.

 
Protected by Copyscape DMCA Copyright Detector

Яндекс цитирования