Четверг, 25.04.2024, 09:20

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!!!

 
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Вход на сайт

Меню сайта

Административное право Украины

 Основы административного права Украины

  Понятие государственного управления и соотношение его с исполнительной властью

Термин "управление" имеет много значений. В общем по­нимании это любое целенаправленное, организующее вли­яние на разнообразные процессы, происходящие в природе, технике, обществе и т. п. Характерно, что термин "управле­ние" в переводе на английский язык — аadministration. Адми­нистрировать, то есть руководить, управлять, ясно показыва­ет нам связь административного права с управлением. Адми­нистративное право это управленческое право. Итак, управление тесно связано с административным правом. Но мы уже определили, что управление более широкое понятие, чем административное право. Основными признаками управ­ления являются управленческая система, субъект и объект управления, управляющее воздействие субъекта на объект и обратная связь. Управленческая система — это единство управленческих элементов, которые взаимодействуют как единое целое, порождая новые качества, не присущие отдель­ным ее компонентам. Субъектом управления называют сторо­ну управленческого процесса, представляющую собой источ­ник управляющего воздействия. Объект управления — сторо­на управленческого процесса, функционирующая под управляющим воздействием субъекта, приобретающая опре­деленные новые качества и изменяющаяся. Управляющее воз­действие определяют как комплекс мероприятий, приемов, форм, методов и организующих команд, направленных на объект управления, с помощью которых реально изменяется объект управления. Обратную связь можно охарактеризовать как определенную информацию для субъекта управления об изменениях, произошедших в объекте управления благодаря управляющему воздействию. Управленческой процесс как разнообразное явление осу­ществляется в природе, технике и обществе. Поэтому авторы-кибернетисты выделяют три разновидности управления, а именно:

 

·       биологическое, которое реализуется в процессе управле­ния в растительном и животном мире живыми организмами;

•        технократическое,  которое  характеризует управление различными машинами, механизмами, техническими средст­вами с помощью математических формул и символов;

•       социальное, то есть управление отдельными людьми и их объединениями, составляющими общество.

Итак, социальное управление может быть охарактеризова­но как управление обществом. Обществом считают высший тип социальной самоорганизации людей. Оно может су­ществовать только тогда, когда будет функционировать как сложная целостная система, а это означает, что без управляющего воздействия функционирование общества невозможно.

Таким образом, социальное управление — это управление в обществе, в котором и субъектом, и объектом управления является человек. Человек от природы наделен сознанием и волей и потому все интересы и потребности, которые он осу­ществляет в обществе, носят сознательно-волевой характер и определяются как осознанные потребности. Любой человече­ский коллектив, как объединение двух и более людей, нужда­ется в социальном управлении. Побуждает коллектив к та­кому управленческому процессу сотрудничество людей в коллективе, то есть общая деятельность для достижения кон­кретной цели. Можно выделять разные критерии для класси­фикации социального управления. В зависимости от субъекта управленческого процесса социальное управление можно подразделить на государственное и общественное (негосудар­ственное) управление. Следовательно, одним из видов социального управления является государственное управление. В широком значении слова под ним подразумевают деятельность всех видов орга­нов государства: законодательных, судебных, контрольно-надзорных, исполнительно-распорядительных по организации общественной жизни. Каждая из названных ветвей еди­ной государственной власти, сохраняя общие признаки соци­ального и государственного управления, имеет свои специ­фические руководящие структуры, формы и методы, приемы, способы и средства управляющего воздействия на объект управления. Поэтому можно выделить следующие виды госу­дарственного управления:

•   законодательное (законотворческое);

•   исполнительно-распорядительное (собственно управлен­ческое);

•   судебное (правосудное);

•   контрольно-надзорное.

Причем в каждом из указанных видов государственного управления существует внутренняя та внешняя стороны. Внутренняя сторона характеризуется управленческой дея­тельностью внутри системы, а внешняя направлена на струк­турные элементы гражданского общества. В узком значении слова государственное управление рассматривается как дея­тельность только исполнительно-распорядительных органов государства: Кабинета Министров, министерств, государ­ственных комитетов (служб), других органов исполнительной власти со специальным статусом, местных государственных администраций.

Государственному управлению присущи следующие черты:

1)  деятельность по реализации задач и функций государ­ства;

2)  оно осуществляется специально созданными для этого государственными органами и должностными лицами;

3)  последние действуют по поручению государства, от его имени и имеют государственно-властные полномочия;

4)  формы и методы работы управленческих органов регла­ментируются правом.

Таким образом, государственное управление (в узком пони­мании) это подзаконная  исполнительная  и распорядитель­ная деятельность органов государственной исполнительной власти, направленная на практическое исполнение законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Отсюда государственное управление (в узком понимании) соотносится с исполнитель­но-распорядительной властью и ее органами сквозь призму  общего и особенного, в котором проявляются общие черты правотворческой и правореализационной деятельности госу­дарства и исполнительно-распорядительной деятельности одной из ветвей единой государственной власти.

 Государственная служба: понятие, правовой статус государственных служащих

Организация и деятельность государственных органов осуществляется государственными служащими, что преду­сматривает необходимость выяснения вопросов о понимании государственной службы. В Украине сложилась и укрепляет­ся единая государственная служба. Ее единство характеризу­ется едиными организационными, правовыми, кадровыми и информационными основами. Итак, государственную службу необходимо рассматривать как систему организационно-пра­вовых, кадровых и информационных общественных связей и отношений, а не как сумму служащих и государственных учреждений. В основе такой системы лежит потребность определить общие принципы, цель и функции государствен­ной службы, а также правовое положение государственного служащего. Общие положения деятельности и статус государ­ственного служащего предусмотрены Законом Украины "О госу­дарственной службе" от 16 декабря 1993 г.

Государственная служба в Украине — это профессиональ­ная деятельность лиц, занимающих должности в государ­ственных органах и их аппарате по практическому выполне­нию задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств. Эти лица являются государственными служащими, имеют соответствующие служебные полномочия и занимают опре­деленные должности.

Должность — это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государствен­ного органа и его аппарата, на которую возложен установлен­ный нормативными актами круг служебных полномочий. Должностными лицами в соответствии с этим Законом считаются руководители и заместители руководителей госу­дарственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распоря­дительных и консультативно-совещательных функций. К основным принципам государственной службы Закон от­носит: а) служение народу Украины; б) демократизм и закон­ность; в) гуманизм и социальную справедливость; г) приори­тет прав человека и гражданина; д) профессионализм, компетентность, инициативность, честность, преданность де­лу; е) персональную ответственность за исполнение служеб­ных обязанностей и дисциплины; ё) соблюдение прав и за­конных интересов органов местного и регионального само­управления; ж) соблюдение прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан.

Цель государственной службы включает два основных на­правления:

1)  формирование общественно-политических и государ­ственно-правовых условий ее связи с жизнью народа на фоне ее социальной природы;

2)  создание объективной системы выявления и отбора лю­дей для службы в государственном аппарате.

Функции государственной службы — это направления ее деятельности, отражающие ее роль и назначение в обществе. К ним относятся: а) обеспечение эффективного функциони­рования всех ветвей государственной власти; б) обеспечение реализации прав, свобод и законных интересов и обязанно­стей человека и гражданина. Назначение государственной службы состоит в том, что че­рез нее должна реализоваться демократическая сущность го­сударства, поддерживаться свободная жизнедеятельность об­щества и обеспечиваться лидерство государственного аппара­та в общественном развитии. Иными словами, она является главным средством реализации функций социального госу­дарства. Государственная служба должна стать повседневным каналом связи государства с народом.

Основные задачи государственной службы:

а)       охрана интересов общества, прав и свобод человека и гражданина;

б)      достижение и укрепление целостности государства;

в)      обеспечение эффективной деятельности государствен­ных органов;

г)       демократизация путей формирования и деятельности государственного аппарата.

Воплощение этих задач осуществляется через государ­ственных служащих. Право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, со­циального и имущественного положения, расовой и нацио­нальной принадлежности, пола, политических взглядов, ре­лигиозных убеждений, местожительства, получившие соот­ветствующее образование и профессиональную подготовку и прошедшие в установленном порядке конкурсный отбор или по другой процедуре, предусмотренной Кабинетом Минист­ров Украины. Государственный служащий должен: а) добросовестно ис­полнять свои служебные обязанности; б) уважительно отно­ситься к гражданам, руководителям и сотрудникам, соблю­дать высокую культуру общения; в) не допускать действий и поступков, которые могут навредить интересам государствен­ной службы или отрицательно повлиять на репутацию госу­дарственного служащего. Правовой статус Президента Украины, Председателя Вер­ховной Рады Украины и его заместителей, председателей по­стоянных комиссий Верховной Рады Украины и их замести­телей, народных депутатов Украины, Премьер-министра Ук­раины, членов Кабинета Министров Украины, Председателя и членов Конституционного Суда Украины, Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и арбитров Высшего арбитражного суда Украины, Генерального проку­рора Украины и его заместителей регулируется Конституцией и специальными законами Украины. Регулирование правового положения государственных служащих, работающих в аппарате органов прокуратуры, су­дов, дипломатической службы, таможенного контроля, служ­бы безопасности, внутренних дел и других, осуществляется в соответствии с этим Законом, если иное не предусмотрено законами Украины.

 Основные обязанности государственных служащих:.

1)  соблюдение Конституции Украины и иных актов зако­нодательства Украины;

2)  обеспечение эффективной работы и выполнение задач государственных органов в соответствии с их компетенцией;

3)недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина;

4)непосредственное исполнение возложенных на них слу­жебных обязанностей, своевременное и точное исполнение решений государственных органов или должностных лиц, распоряжений и указаний своих руководителей;

5)сохранение государственной тайны,  информации о гражданах, которая стала им известна при исполнении обя­занностей государственной службы, а также другой информа­ции, которая согласно законодательству не подлежит разгла­шению;

6)   постоянное совершенствование организации своей ра­боты и повышение профессиональной квалификации;

7)   добросовестное исполнение своих служебных обязан­ностей, инициатива и творчество в работе.

Государственный служащий должен действовать в преде­лах своих полномочий. В случае получения поручения, про­тиворечащего действующему законодательству, государствен­ный служащий обязан безотлагательно в письменной форме доложить об этом должностному лицу, давшему поручение, а в случае настаивания на его исполнении — уведомить выше­стоящее по должности лицо.

 Государственные служащие имеют право:

1)  пользоваться правами и свободами, которые гарантиру­ются гражданам Украины Конституцией и законами Украины;

2)  участвовать в рассмотрении вопросов и принятии в пре­делах своих полномочий решений;

3)  получать от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, органов местного и регионально­го самоуправления необходимую информацию по вопросам, относящимся к их компетенции;

4)  на уважение личного достоинства, справедливое и ува­жительное отношение к себе со стороны руководителей, со­трудников и граждан;

5)  требовать утверждения руководителем четко определен­ного объема служебных полномочий согласно должности служащего;

6)  на оплату труда в зависимости от занимаемой должно­сти, ранга, который ему присваивается, качества, опыта и стажа работы;

7)  беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения ими государственной службы, в необ­ходимых случаях лично давать объяснения;

8)  на продвижение по службе с учетом квалификации и способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей, участие в конкурсах на замещение должностей более высокой категории;

9)  требовать служебного расследования с целью снятия безосновательных, по мнению служащего, обвинений или подозрения;

10)       на здоровые, безопасные и надлежащие для высоко­ производительной работы условия труда;

11) на социальную и правовую защиту в соответствии с его статусом;

12) защищать свои законные права и интересы в вышесто­ящих государственных органах и в судебном порядке.

Конкретные обязанности и права государственных служа­щих определяются на основе типовых квалификационных ха­рактеристик и отражаются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями соответствую­щих государственных органов в пределах закона и их компе­тенции.

Не могут быть избраны или назначены на должность в го­сударственном органе и его аппарате лица, которые:

а)      признаны в установленном порядке недееспособными;

б)      имеют судимость, которая несовместима с занятием должности;

в)      в случае принятия на службу будут непосредственно подчинены лицам, которые являются их близкими родствен­никами или свояками;

г)      в других случаях, установленных законами Украины.

Лицо, претендующее на занятие должности государствен­ного служащего третьей — седьмой категорий, предусмотрен­ных законом, представляет по месту будущей службы сведе­ния о доходах и обязательства финансового характера, в том числе и за границей, в отношении себя и членов своей семьи. Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего первой и второй категорий, предусмотренных за­коном, должно представить также сведения о принадлежа­щем ему и членам его семьи недвижимом и ценном движи­мом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Указанные сведения подаются государственным служа­щим ежегодно. Порядок представления, хранения и исполь­зования этих сведений устанавливается Кабинетом Минист­ров Украины. Дисциплинарные взыскания применяются к государ­ственному служащему за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохож­дением государственной службы, а также за поступок, поро­чащий его как государственного служащего или дискредити­рующий государственный орган, в котором он работает, К служащим, кроме дисциплинарных взысканий, преду­смотренных действующим законодательством о труде Украи­ны, могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия:

— предупреждение о неполном служебном соответствии;

— задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на более высокую должность.

Главное управление государственной службы при Кабине­те Министров Украины (Главгосслужба) является централь­ным органом государственной исполнительной власти, под­ведомственным Кабинету Министров Украины. Она обеспе­чивает проведение единой государственной политики в сфере государственной службы и функциональное управление госу­дарственной службой. В своей деятельности Главгосслужба руководствуется статьями Конституции и законами Украины, постановления­ми Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, декретами, постановлениями и распо­ряжениями Кабинета Министров Украины, а также своим Положением. В пределах своих полномочий Главгосслужба организует исполнение актов законодательства Украины и осуществляет систематический контроль за их исполнением. Она: а) обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к ее компетенции; б) разрабатывает предложения о его совершенствовании и вносит их на рас­смотрение Кабинета Министров Украины.

 Основные задачи Главгосслужбы:

  •   обеспечение совместно с другими государственными ор­ганами реализации общих направлений государственной по­литики в сфере государственной службы в центральных и местных органах государственной исполнительной власти, в местных советах и их органах;
  •      обеспечение  функционального  управления  государ­ственной службой;
  • разработка текущих, долгосрочных прогнозов и планов потребности центральных и местных органов государствен­ной исполнительной власти, местных советов и их органов в кадрах;
  • разработка мероприятий по повышению эффективности государственной службы в центральных и местных органах государственной исполнительной власти, местных советах и их органах;
  • координация и контроль за их исполнением;
  • осуществление методического руководства проведением конкурсного отбора государственных служащих в централь­ных и местных органах государственной исполнительной власти, местных советах и их органах;
  • организация обучения и профессиональной подготовки государственных служащих;
  • организация, координация и обеспечение условий для расширения научных исследований по вопросам государ­ственной службы;
  • контроль за соблюдением определенных Законом Украи­ны "О государственной службе" условий реализации гражда­нами Украины права на государственную службу.

Главгосслужба в соответствии с возложенными на нее за­дачами:

1)  разрабатывает и вносит на рассмотрение Кабинета Ми­нистров Украины проекты нормативных актов по вопросам государственной службы;

2)  проводит анализ фактического состава государственных служащих и готовит предложения государственным органам по повышению эффективности их работы;

3)  ведет компьютерный учет данных о государственных служащих;

4)  готовит по представлению министерств и других орга­нов центральной исполнительной власти проекты решений о поощрении и награждении государственных служащих пер­вой и второй категорий, вносит предложения по применению дисциплинарных взысканий к государственным служащим этих категорий;

5)  согласовывает предложения министерств и других цен­тральных органов исполнительной власти о назначении лиц на должности государственных служащих первой и второй категорий с присвоением им рангов с целью определения соответствия их требованиям Закона Украины "О государствен­ной службе";

6)  определяет направления специализации государствен­ных служащих для обучения, переподготовки и повышения квалификации, контролирует проведение этой работы;

7)  согласовывает государственный заказ на подготовку специалистов для государственной службы;

8)  осуществляет контроль за обучением, переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих, в том числе за пределами Украины, готовит соответствующие предложения;

9)  оказывает организационно-методическую помощь цен­тральным и местным органам государственной исполнитель­ной власти, местным советам и их органам в разработке нор­мативных актов относительно профессионально-квалифика­ционных требований к государственным служащим;

10)принимает участие в подготовке для рассмотрения Ка­бинетом Министров Украины предложений об отнесении су­ществующих должностей государственных служащих, не пе­речисленных в ст. 25 Закона Украины "О государственной службе", а также новых должностей государственных служа­щих к соответствующим категориям;

10) дает разъяснения по вопросам, входящих в ее компе­тенцию;

11) в случае необходимости принимает участие в проверке фактов нарушения этики поведения государственными слу­жащими;

12) организует конференции, семинары и совещания по вопросам государственной службы;

13) курирует выпуск "Вестника государственной службы", в котором публикует инструкционные материалы, методические рекомендации, материалы конференций, семинаров и т. п.;

14) вводит формы государственной статистической отчет­ности по вопросам государственной службы в порядке, уста­новленном действующим законодательством;

15) рассматривает предложения, заявления, обращения го­сударственных служащих, а также центральных и местных органов государственной исполнительной власти, местных

советов и их органов, принимает в пределах своей компетен­ции соответствующие меры;

 

16) изучает опыт работы государственной службы в других странах, заключает в установленном порядке соглашения (до­говоры) о сотрудничестве;

17) организует отбор кандидатур для работы в соответ­ствующих органах по просьбе этих органов;

18) координирует работу центральных и местных органов государственной исполнительной власти, местных советов и их органов по вопросам повышения профессионально-квали­фикационных и деловых качеств государственных служащих,
совершенствует формы я методы этой работы.

При исполнении возложенных на Главгосслужбу функций она взаимодействует с другими центральными и местными органами государственной исполнительной власти Украины, органами Автономной Республики Крым, местными совета­ми и их органами, а также с соответствующими органами других стран.

 Главгосслужба имеет право:

 

·   осуществлять контроль за исполнением Закона Украины "О государственной службе", иных актов законодательства по вопросам государственной службы, вносить в установлен­ном порядке предложения об отмене принятых центральны­ми и местными органами государственной исполнительной власти, местными советами и их органами решений по во­просам государственной службы, если они противоречат дей­ствующему законодательству;

•   получать в случае необходимости бесплатно предусмот­ренные государственной статистической отчетностью данные и другие необходимые материалы от центральных и местных органов государственной исполнительной власти, местных советов и их органов;

•   создавать (по согласованию с соответствующими руково­дителями) группы из ученых, работников центральных и местных органов для подготовки нормативных и других мате­риалов по вопросам государственной службы.

       Главгосслужба в пределах своих полномочий издает на осно­ве и во исполнение действующего законодательства приказы, организует и контролирует их исполнение. В случае необхо­димости издает совместно с другими органами государ­ственной исполнительной власти, местными советами и их органами общие решения. Ее решения по вопросам государ­ственной службы, изданные в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения центральными и местными органа­ми государственной исполнительной власти, местными сове­тами и их органами.

Главгосслужбу возглавляет начальник. Начальник и его за­местители назначаются на должности и освобождаются от должности в порядке, предусмотренном действующим зако­нодательством. Начальник Главного управления распределя­ет обязанности между своими заместителями; несет персо­нальную ответственность за выполнение возложенных на Главгосслужбу задач и осуществление ею функций, устанав­ливает степень ответственности своих заместителей и руково­дителей подразделений Главного управления. Для согласованного решения вопросов, входящих в ком­петенцию Главгосслужбы, обсуждения важнейших направле­ний ее текущей и перспективной деятельности в Главном управлении Кабинетом Министров Украины официально утверждается коллегия в составе начальника (председатель коллегии), заместителей начальника по должности, а также других руководящих работников Главного управления. Реше­ния коллегии внедряются в жизнь, как правило, приказами Главного управления. Начальник Главгосслужбы, его заместители, а также дру­гие ответственные работники по поручению руководства Главгосслужбы имеют право принимать участие в заседаниях коллегий, других заседаниях центральных и местных органов государственной исполнительной власти, местных советов и их органов, изучать их отчеты, статистические и прочие мате­риалы по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата Главгосслужбы утверждаются Кабине­том Министров Украины. Структура центрального аппарата Главгосслужбы утвер­ждается Правительственным секретарем. Штатное расписа­ние центрального аппарата Главного управления и положе­ния о его структурных подразделениях утверждаются началь­ником Главгосслужбы. Главгосслужба является юридическим лицом, имеет само­стоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать и бланки с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием. Таким образом, деятельность каждого отдельно взятого го­сударственного органа проявляется в реальной жизни через деятельность его полномочных представителей, именуемых государственными служащими. Повышение эффективности работы государственных служащих содействует повышению эффективности всей государственной службы и каждого го­сударственного органа в частности. 

 Понятие, предмет и метод административного права Украины

 Административное право, подобно другим составляющим национальной правовой системы Украины, следует рассмат­ривать как: а) отрасль права; б) отрасль законодательства;  в) юридическую науку;  г) учебную дисциплину.

Как отрасль украинского права (законодательства) адми­нистративное право Украины представляет собой систему административных правовых норм, институтов и норматив­но-правовых актов, регулирующих и охраняющих особый круг общественных отношений в сфере государственного управления. Как отрасль права оно может быть рассмотрено в объективном и субъективном понимании. В объективном понимании административное право Украины характеризует­ся совокупностью административных правовых норм, инсти­тутов и нормативно-правовых актов, которые образуют его внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма адми­нистративного права включает внутреннее строение — систе­му административного права. Внешняя форма характеризует­ся источниками, представляющими собой способ внешнего выражения содержания административно-правовых норм и институтов.

В субъективном понимании административное право Украины — это совокупность закрепленных нормами объек­тивного права возможностей человека и гражданина, реали­зуемых в сфере государственного управления. Административное право Украины имеет свой предмет и метод правового регулирования. Предметом административного правового регулирования яв­ляются общественные отношения, возникающие, изменяю­щиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления. Особенностями отношений, составляющих предмет ад­министративного права, являются следующие:

•  они возникают в результате государственной властно-уп­равленческой деятельности;

•  субъектом таких отношений выступает исполнительно- распорядительный орган;

•  их возникновение, изменение или прекращение является результатом сознательной, волевой, целенаправленной дея­тельности.

Методы административного права — это средства, спосо­бы и приемы, с помощью которых осуществляется правовое влияние на предмет административного права. Анализируя средства, с помощью которых законодатель осуществляет правовое влияние на предмет административного права, сле­дует сказать, что в основном это обязательства, запреты и ад­министративно-правовое принуждение. В ряде случаев при­меняются и определенные разрешения. Например, разреше­ние получать определенную информацию для осуществления возложенных на орган или должностное лицо задач. Среди способов, как составного элемента административ­но-правового метода, следует выделить авторитарный (при­казной, чтоб не сказать властный или диктаторский) и субор­динационный. Авторитарный способ оправдан "неравен­ством" сторон административных правоотношений, а именно: наличием властного субъекта управления и под­властностью объекта управления. Например, отношения на­логовой администрации с любым налогоплательщиком. Субординационный способ предусматривает получение обя­зательного согласия на действия объекта управления от субъ­екта управления. Итак, наличие собственного предмета и метода правового регулирования дает возможность отделить административное право от других отраслей украинского права. Как юридическая наука административное право представляет собой систему знаний, теорий, гипотез, выводов и реко­мендаций об истории возникновения и развития, понятии, предмете и методе правового регулирования, системе и ис­точниках ...ПРОДОЛЖЕНИЕ