Четверг, 25.04.2024, 03:51

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!!!

 
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Вход на сайт

Меню сайта

Тема  Политическая социализация и политическая культура

1.Политическая культура и ее структура.

2.Типология политических культур.

3.Политическая социализация.

 

Политическая культура и ее структура

Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников политической системы к объектам политической системы, базирующихся на определенном уровне политической идеологии и общественной психологии. Политическая культура представляет собой типичные для определенного общества идеальные представления о политике включающие понимание того, какой должна быть политика и как она должна функционировать. Таким образом, политическая культура определяет отношение людей к политической жизни, их установки в отношении власти; предопределяет взаимоотношения человека, общества и государства. В структуре политической культуры можно условно выделить 2 компонента:

  • Культура политического сознания;
  • Культура политического поведения.

Культура политического сознания представляет собой типичный для определенной социальной общности комплекс политических представлений, ценностей, убеждений, установок и ориентаций, включенных в политическую деятельность.

Политические представления – это образы политических объектов, которые формируются сознанием человека как непосредственно на основе индивидуального опыта, так и посредством социального общения и воспитания. Они могут основываться на объективном политическом знании или существовать в виде политических чувств и настроений, могут быть подлинными или настоящими.

Политические убеждения – являются осознанными потребностями личности, побуждающими ее к определенным действиям в сфере политики.

Политические ценности – нравственные принципы, нормы, идеалы политической жизни, значимые для отдельных индивидов и социальных групп.

Устойчивость политическому сознанию придают политические традиции – исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколения и сохраняющиеся в течение длительного времени нормативные образцы политического поведения. Политические традиции могут быть старыми и новыми, национальными и мировыми, динамичными и статичными, с высокой и слабой устойчивостью. Влияние политических представлений, убеждений, ценностей и традиций на политическую жизнь осуществляется посредством политических установок и ориентаций.

Политические установки характеризуют предрасположенность субъекта к определенным формам политической активности в определенных ситуациях.

Политические ориентации – это установки, основанные на системном представлении субъекта о цели, плане и средствах осуществления предстоящих или выполняемых политических действий.

Культуру политического поведения можно определить как совокупность типичных для той или иной социальной общности форм, образцов и норм политического участия и политической деятельности.

Политическое участие определяется как действия частных лиц, пытающихся оказать влияние на функционирование политической системы. Это активность гражданского общества в отношении политических институтов. Культура политического участия проявляется в степени, формах и способах участия граждан в электоральном процессе, в массовых политических акциях, в деятельности политических партий и политизированных общественных организаций, в работе органов государственной власти и местного самоуправления. Она зависит от уровня образованности личности, пола, возраста, принадлежности к определенному слою общества, профессии, уровня доходов, религиозных убеждений и т.д.

Политическая деятельность – это категория, которая характеризует активность политических институтов. Индивид настолько может заниматься политической деятельностью, насколько он включен в структуру того или иного политического института. Культура политической деятельности проявляется в традициях и стереотипах принятия и реализации политических решений, политического управления и администрирования, восприятия и разрешения социально-политических конфликтов.

 Типология политических культур

Политическая культура любого общества уникальна. Вместе с тем, в политических культурах разных обществ имеется немало общих черт, что дает основание для их объединение в определенные типы. Существует несколько подходов к типологизации политических культур. Наибольшее распространение получили историческая, функциональная и структурная типологии.

Историческая типология политических культур основывается на степени развития гражданственности членов общества. Основателями данной типологии являются американские политологи Г. А. Алмонд и С. Верба.

ü      Приходская культура – характеризуется негативным отношением членов общества к политической власти вообще, отсутствием интереса к политике и, вследствие этого, нежеланием принимать в ней личное участие. В этой культуре люди осознают себя членами небольшого прихода, но не гражданами государства.

ü      Подданническая культура – характеризуется отсутствием личного интереса к участию в политике, пассивным отношением к власти. Хотя граждане в этой культуре и осознают себя частью политического сообщества, но их роль в государстве сводится к роли подданных, которые лишь подчиняются власти.

ü      Партисипаторная культура – характеризуется значительным интересом граждан к политике, активным отношением к политической власти, готовностью принимать личное участие в политической жизни.

ü      Приходско-подданический тип политической культуры существует сегодня во многих постколониальных странах Азии и Африки, которые, преодолевая межплеменную рознь и местный сепаратизм, строят суверенные централизованные государства на основе авторитарной власти.

ü      Приходско-партисипаторный тип политической культуры характерен для тех развивающихся стран, которые идут по пути демократического развития. Индия.

ü      Подданическо-партисипаторный тип политической культуры распространен в странах со стабильной демократией.

Функциональная типология политических культур была предложена польским политологом Е. Вятром. Она основывается на том, что политическая культура как компонент политической системы, с одной стороны, во многом определяет качества политического режима, а с другой стороны, сама постоянно испытывает его воздействие. В соответствии с тремя базовыми типами политического режима выделяются три типа политической культуры.

Тоталитарная культура характеризуется идеологической ангажированностью политического сознания и политического поведения членов общества, т.к. в тоталитарных системах имеет право существовать только одна, официальная идеология, которая должна признаваться всеми. Тоталитарной культуре присущ культ вождя, мифологизация сознания, активно-подданическое отношение к власти. Политическая активность в условиях тоталитаризма часто имеет принудительный характер, т.к. ее побудительным мотивом является страх. (См. «Политический режим»).

Авторитарная культура отличается аполитичностью. Хотя члены авторитарной системы могут проявлять самостоятельную активность в разных сферах общественной жизни (экономике, культуре и т.д.), но это не касается политики. Существует пассивно-подданическое отношение к власти. (См. «Политический режим»).

Демократическая политическая культура характеризуется толерантным отношением к различным политическим взглядам. Важнейшей политической ценностью являются гражданские права и свободы. Поскольку граждане свободны в выборе – принимать или не принимать участие в политике, то реальная активность является средней. При этом большинство членов общества внутренне готовы к политическому участию. (См. «Политический режим»).

Структурная типология политических культур обусловлена разработкой понятия доминирующая культура. Доминирующая культура – это комплекс политико-культурных элементов, которые присущи большинству социальных групп данного общества. Доминирующая культура выполняет интегративную функцию по отношению к политической системе.

Гомогенная культура характеризуется наличием доминирующей культуры в обществе. Различные политические и социальные группы общества, несмотря на существующие между ними различия во взглядах на власть, имеют общую основу. Наличие доминирующей культуры придает политической культуре общества гомогенный (цельный) характер.

Гетерогенная культура характеризуется отсутствием доминирующей культуры. Не имея общего основания, политические культуры различных социальных групп противостоят друг другу. Гетерогенная культура обуславливает социальные, этнические, религиозные и другие конфликты. Она порождает нестабильность политической власти и разрушает политическую систему.

 Политическая социализация

В политически организованных обществах человек всегда вольно или невольно включен в систему политических отношений, является носителем политической культуры.

Политическая социализация – это процесс включения человека в политику, формирования у него определенного отношения к власти и политической активности на основе усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, т.е. политической культуры общества. Политическая социализация является одной из составляющих общественного процесса социализации человека. Усваивая посредством социального общения и воспитания и развивая в меру индивидуальных способностей социально-культурный опыт, индивид усваивает и развивает навыки, знания, нормы, ценности и традиции политической системы. По своему содержанию политическая социализация представляет собой двусторонний процесс: переход требований политической системы во внутреннюю структуру индивида и формирование активности индивида в отношении политической системы. Отсюда вытекают две основные функции политической социализации:

  • приобретение индивидом умения ориентироваться в политическом пространстве;
  • приобретение им навыков выполнять определенные роли в политической системе.

Роли, которые выполняет человек в политической системе, могут быть самыми разнообразными: подданный, избиратель, компетентный наблюдатель, компетентный критик, функционер политической партии или политизированной общественной организации, государственный чиновник, политический деятель, политический лидер и т. п. Способность их выполнения в политической системе во многом зависит от меры и характера политической социализации личности. Мера политической социализации отдельного человека индивидуальна. Но вместе с тем она внутренне обусловлена действием трех факторов:

§          возрастом человека;

§          наличием у него того или иного субъективного опыта;

§          способностью к самостоятельным формам мышления и поведения в сфере политики.

Комплексное; воздействие отмеченных факторов определяет стадию политической социализации: первичную и вторичную. Первичная стадия характеризует выработку начального отношения к сфере политики посредством восприятия политической информации через мнения и оценки окружающих, появление первого самостоятельного опыта взаимодействия с властями. Содержание первичной стадии составляет усвоение индивидом выработанных обществом политических ценностей, установок, норм, ориентации; закрепление в структуре индивида стереотипов политической культуры общества. Вторичная стадия связывается с расширением самостоятельного политического опыта, с умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, формировать позиции, способные противостоять давлению коллективного мнения, с участием в специализированных политических объединениях и организациях. Вторичная социализация характеризует становление индивидуальной политической культуры личности, ее способность к самостоятельной выработке политических ценностей, установок, норм, ориентации. Среди великого множества факторов политической социализации особая роль принадлежит социальным, институтам, оказывающим целенаправленное влияние на формирование политического сознания и поведения граждан. Такие институты обозначаются в политологии в качестве институтов политической социализации. К ним относятся семья, школа, церковь, средства массовой информации, общественные объединения и организации, политические партии, государственные органы и учреждения. Влияние институтов политической социализации на членов общества осуществляют конкретные люди (родители, учителя, священники, журналисты, пропагандисты, агитаторы, информаторы и т. п.), которых называют агентами политической социализации. Политическая социализация представляет собой непрерывный процесс, который начинается в раннем детском возрасте и продолжается всю жизнь человека. Его содержание составляет обретение и утрата индивидом тех или иных политических качеств. В процессе политической социализации можно выделить пять типичных этапов, которые различаются между собой особенностями формирования и развития сознания человека, степенью влияния тех или иных факторов его жизни и деятельности, энергетическим потенциалом индивида, степенью воздействия тех или иных социальных институтов.                                                                     Первый этап политической социализации приходится на дошкольные годы. В современном обществе ребенок уже в возрасте 3-4 лет приобретает первые сведения о политике. Основным институтом политической социализации на этом этапе, как правило, является семья. В процессе семейного общения ребенок делает первые шага в освоении политической культуры общества. Семьи имеют свои политические традиции (позитивное или негативное отношение к существующему политическому порядку, приверженность к той или иной политической силе или традицию аполитичности), которые передаются ребенку.                                                                            Второй этап политической социализации совпадает со школьными годами. Через школу ребенок начинает вовлекаться в государственную систему политического воспитания. Школьное образование в любом обществе призвано выполнять важные политические функции: прививать любовь к государству, его институтам, воспитывать патриотизм. Посредством изучения специальных дисциплин (истории страны, ее конституционных актов и т. п.) целенаправленно формируется определенная система знаний о политике.                Третий этап политической социализации начинается после окончания школы и продолжается лет до 25-30. На этом этапе приоритетное влияние на формирование политического сознания и поведения молодых людей оказывают различные формальные и неформальные молодежные объединения. На тех, кто после окончания школы продолжает учебу, большое влияние оказывают традиции высшего учебного заведения, его профессорско-преподавательский состав, студенческие организации. В высшей школе существенно углубляются и расширяются системные знания о политике. Молодежь более чем другие возрастные группы бывает недовольна существующей политической системой, которая, как им кажется, ущемляет их права, ограничивает свободы, препятствует быстрому продвижению по социальной лестнице.                                                                  Четвертый этап политической социализации связан с нахождением человеком устойчивого места в жизни. Он определяется с кругом занятий, профессией, постоянной работой, обзаводится семьей. У него остается все меньше и меньше времени для занятия политикой. И если круг деловых и профессиональных интересов человека прямо не связан с политической сферой, а условия жизни его вполне удовлетворяют, то политическая активность индивида падает, а его роль в политической системе чаще всего сводится к роли избирателя. Как правило, в зрелом возрасте политическое поведение человека становится более спокойным и умеренным, а политические взгляды – более стабильными.                                                                                        Пятый этап политической социализации приходится на пожилой возраст. Закончив трудовую деятельность, человек уходит на пенсию, освобождается от массы текущих дел. У него появляется много свободного времени, которое часто, отдается политике. Политические взгляды пожилых людей в большинстве случаев консервативны. Их политическая активность направлена на сохранение традиционного порядка и противодействие всякого рода новациям.

Существует несколько типов политической социализации:

ü      Гармонический – нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное отношение индивида к государству, осознание им своих гражданских обязанностей.

ü      Гегемонистский – негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей».

ü      Плюралистический – признание человеком равноправия с другими гражданами, способность изменять свои политические пристрастия, возможность перехода к новым ценностным ориентациям.

ü      Конфликтный – формируется на основе межгрупповой борьбы, противостояния взаимозависимых интересов, цель политического участия его представители видят в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками.

 
 

Запрещено копирование материалов с сайта без гиперссылки на sheiko28.narod.ru. Нарушение исключительных прав преследуется законом.

© 2009-2016 sheiko28.narod.ruВсе права защищены.

 
Protected by Copyscape DMCA Copyright Detector

Яндекс цитирования