Четверг, 25.04.2024, 13:33

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!!!

 
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Вход на сайт

Меню сайта

Тема  Политика и национальные отношения

  1. Этнополитика, сущность и функции
  2. Национальные права человека
  3. Национальное государство
  4. Право наций на самоопределение
  5. Политика и национализм
  6. Национальная политика в Украине

  

Этнополитика, сущность и функции

В политической жизни многих стран все большее значение приобретает национальный вопрос и национальная проблематика. Эту сферу политики принято называть «этнополитикой» или «этнонациональной политикой», определяя ее как взаимодействие этносов (родоплеменные образования, народы, нации, национальные группы) и государства. Этнонациональная политика - конкретная деятельность государства и этносов (или их представителей в лице партий, движений, этноэлит), направленная на достижение стабильности многонационального общества путем учета, согласования и разрешения национальных интересов и требований. Национальная политика имеет определенную структуру, компоненты которой тесно взаимодействуют с общей политикой. К ним относятся:

1.       Этнополитические отношения, выражающие определенный характер взаимосвязей этносов между собой и институтами власти. Они характеризуют многообразное взаимодействие национальной элиты и многонационального электората, национальных движений и партий и т. д. Показателем этнополитической жизни является характер отношений субъектов этнополитики в соревновании за политическое господство:

o       удовлетворение своих интересов – осознанное национальное примирение и стабильность;

o       межнациональный конфликт и кризис многонационального общества.

2.       Этнополитическое сознание, отражающее зависимость политической жизни от отношения этносов к институтам власти. Этнополитика здесь представляет собой не что иное, как непрерывное воплощение и закрепление национальных идеалов, целей, норм и установок, механизм рекрутирования национальных элит.

3.       Этнополитическая организация, как часть организационных структур государства и представителей этносов в лице этноэлиты национальных автономий, национальных движений, партий и других звеньев.

Функции этнополитики:

Ø      функция обеспечения специфических потребностей различных этнонациональных групп в области языка, национальной культуры, традиций и др.

Ø      функция стабилизации межэтнических отношений, предполагающая установку на согласие и межэтнический консенсус, разрешение межэтнических конфликтов на основе взаимного учета интересов, исключения конфронтации из арсенала взаимодействия народов, сознательный выбор конфликтующими сторонами диалога как общепринятой формы решения спорных вопросов.

Ø      функция формирования культуры межнационального общения – включает нормативные требования, возведенные в ранг закона и регулирующие взаимоотношения представителей различных национальностей, а также нормы отношений между этносами, сложившиеся в процессе общения, в которых отражены общечеловеческие идеалы дружбы, уважения к другим народам.

Ø      моделирование и прогнозирование этнополитических ситуаций, которые могут возникнуть как в отношениях между этносами, так и в отношениях этносов с государством.

Ø      защита прав и свобод человека.

Национальные права человека

Одной из важнейших задач этнополитики является защита прав человека. Национальные права относятся к числу неотъемлемых прав личности. Однако они не индивидуальны, как политические, гражданские и др. Это связано с тем, что каждый отдельный человек может реализовать свои национальные права не иначе, как через коллектив, т. е. через определенную этническую общность. К таким правам, которые зафиксированы в документах международного сообщества и реализуются демократическими государствами, принадлежат:

  • право на этническую идентичность, сохранение и развитие своей этнической самобытности, этнокультурной среды. Государство обеспечивает для этносов возможность свободного развития национальной культуры, пользования родным языком, вероисповедание традиционной религии, удовлетворение национальных обычаев, обрядов и др.;
  • право нации, народа на самоопределение, которое, в зависимости от конкретных условий, осуществляется в различных формах: образование независимых государств; территориальная автономия в границах государства (преимущественно для этносов, проживающих на своей этнической территории); национально-культурная автономия (преимущественно для национальных групп, этническая родина которых находится за пределами страны проживания). У представителей инонационального населения сохраняется право на реиммиграцию, то есть на выезд на свою этническую родину или в другие страны;
  • право на защиту от дискриминации по национальному признаку. Никто не может быть ограничен ни в каких правах из-за своей национальной принадлежности. Как отдельная личность, так и весь народ в случае дискриминационных действий государства имеет право на полную реабилитацию и компенсацию последствий этих антигуманных действий.

 Национальное государство

Проблема связей нации и государства давний предмет изучения и дискуссий.

Нация (лат. - племя, народ) – историческая социоэтническая, политическая и духовная общность людей с определенной психологией, самосознанием, общей территорией, экономической жизнью, культурой и языком.

Важнейшими факторами консолидации людей в нации, их сближения и общения были товарное производство и торговля. Только с формированием мирового рынка товарно-денежные отношения приобрели всеобщий характер и стали основой разрушения феодального уклада жизни и становления этнополитических общностей как общемирового явления. Этот процесс охватывает период XVI - XX веков.

В Европе раньше, чем на других континентах, зародились национальные движения и сложилась система национальных государств. В середине XIX в. состояние этнодвижений и образование национальных государств можно условно разделить на такие группы:

  • постинтеграционные, составлявшие одно целое (англичане, русские, австрийцы, французы, шведы, датчане, голландцы), и зависимые от них страны;
  • прединтеграционные, близкие к объединению или освобождению от зависимости (немцы, итальянцы, испанцы, португальцы);
  • интегрированные в иностранные политические структуры при сохранении определенной целостности (ирландцы, норвежцы, бельгийцы и те, что входили в Австро-Венгерскую, Российскую и Османскую империи);
  • разинтегрированные - разделенные между государствами (поляки, литовцы, украинцы и др.).

Появление и развитие национального государства невозможно без наличия у большинства его граждан подсознательной идеи, которая объединяла бы население страны в нацию. Национальная идея отражает весь комплекс проблем самоутверждения нации, ее прав и свобод, а народ ощущает свое внутреннее единство, связь поколений и традиций, видит перспективу своей деятельности. Национальное государство является формой политической организации, где сочетаются политико-гражданская и этническая принадлежность людей. Национальное государство образовано соответствующей нацией, компактно проживающей на определенной территории, в результате осуществления ею основного права на политическое самоопределение, которое обеспечивает необходимые условия для сохранения и развития достояния этой нации и обогащения и развития всех наций, этнических групп, проживающих в данном государстве. Национальный вопрос - это форма открытого выдвижения в повестку дня проблем этнополитического бытия.                                     Существует 2 подхода к решению национального вопроса.

v     Марксистский подход предполагает решение всех национальных проблем на основе социализма. Была попытка доказать, что в Советском Союзе якобы национальный вопрос разрешен полностью и окончательно.

v     Демократическая теория утверждает, что с установлением политической демократии в многонациональном государстве национальный вопрос исчезает сам собой. Но практика показывает, что даже в демократических государствах национальный вопрос не решен (Великобритания – ирландцы, Бельгия – валлоны и фламандцы, Испания - баски).

 Право наций на самоопределение

Национальный вопрос непосредственно связан с требованием права наций, народов, этногрупп на самоопределение в разных формах. В современных условиях проблемы национального самоопределения актуальны в трех аспектах.

  • самоопределение действительно может привести к государственному отделению и созданию национального государства, что в условиях многонационального государства означает распад, как это происходит с империями;
  • национальное самоопределение может означать на практике добровольное, на основе демократического волеизъявления народа вхождение его в унитарное или союзное государство или создание федеративных государств на действительно равноправной основе.
  • интеграция издавна независимых национальных государств в крупные образования типа Европейского Сообщества, в которых согласуется национальный суверенитет с прогрессивными процессами интеграции.

Право национального самоопределения – это право каждого этноса самому определять формы национально-государственного существования, устанавливать связи с соседями в интересах собственного процветания. Быть за национальное самоопределение – значит быть против насильственного удерживания любого этноса в границах многонационального государства, против попыток силой определить судьбу другой нации. Процветание многонационального государства, например, Российской Федерации, невозможно без подлинной реализации права каждого народа на самоопределение. В этнополитике право на самоопределение признается всеми. История показывает, что чем более демократичным будет многонациональное государство, чем больше реальных прав и полномочий получают этносы, тем активнее будет их стремление к единению и интеграции. Этнический конфликт – это крайняя форма обострения и столкновения интересов наций, этнических групп. Его причина – нерешение или несправедливое решение национального вопроса в различных сферах общественной жизни, от чего зависит сохранение идентичности этнической общности. В межэтническом конфликте можно выделить определенные стадии его вызревания и развития:

ü      Стадия первая - латентная, когда наблюдаются взаимное отчуждение, разногласия в кругу соплеменников, оскорбительные выпады против представителей другой нации.

ü      Вторая стадия – активная, когда последовательно насаждается в средствах массовой информации негативное отношение к другим этносам.

ü      Третья стадия – политико-действенная: собрания, митинги, которые нагнетают напряжение в обществе.

ü      Стадия насилия и вооруженной борьбы вплоть до этноцида, массовой депортации и межэтнической войны.

 Политика и национализм Национальные движения за реализацию своих прав оцениваются неоднозначно. В политике колониальных, тоталитарных и иных недемократических государств такие движения квалифицируются как национализм. Разновидностью национализма является великодержавная политика, направленная на подчинение одних наций другими, на проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигание национальной вражды, недоверия и конфликтов (импершовинизм). Национализм понимается как движение угнетенного народа за осуществление права на самоопределение, как идеология и практика противостояния этносов великодержавному шовинизму и всем имперским устремлениям другого народа. В словаре Оксфордского университета под определением «националист» подразумевается человек, защищающий интересы нации. Парижский толковый словарь утверждает, что «национализм» - это «любовь к отчизне, возведенная до самоотречения и самопожертвования». Марксизм видит причины национализма в классовых противоречиях и полагает, что с ликвидацией антагонизмов между классами исчезнут и межнациональные антагонизмы. Второе направление оценки национализма заключается в том, что национализм – это стремление к демократии, националисты это творческие созидательные элементы, способные вести нацию по пути прогресса (Н. Бердяев). А. Крум, А. Гераклидис и др. считают, что национализм возникает как следствие «внутреннего колониализма» и «зтницистской позиции». Сущность первого заключается в том, что с развитием рыночных отношений менее развитым регионам навязываются способы жизнедеятельности более развитого центра без учета местной национальной специфики, что, естественно, вызывает протест национальных групп; сущность второго – в том, что этническая идентичность проникает во все сферы жизни, и национализм, как движение, направлен на сохранение своей национальной самобытности.

 Национальная политика в Украине

Национальная политика в Украине предполагает создание такого государства, в котором будет преобладать принцип национальных интересов в государственном, а не в этническом значении. С целью гармонизации межэтнических отношений главными направлениями национальной политики в Украине являются:

Þ    Укрепление в межнациональных отношениях атмосферы толерантности, дружбы, взаимного доверия, уважения к языку, культуре, традициям, обычаям и религии этнических групп.

Þ    Расширение сотрудничества с зарубежными украинцами, забота об их национально-культурных потребностях.

Þ    Создание гарантий, которые бы исключали проявление экстремизма, дискриминации граждан по национальным, религиозным либо языковым признакам.

Þ    Совершенствование правовых основ регулирования межнациональных отношений.

Þ    Обеспечение равных конституционных прав и свобод гражданам всех национальностей.

Þ    Интеграция в украинское общество этнических групп, которые были незаконно депортированы, осуществление мероприятий для их политической, правовой, социальной и культурной реабилитации.

Þ    Развитие культурной самобытности украинского этноса, всестороннее развитие украинской культуры и языка.

Þ    Создание благоприятных условий для развития этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств.

 
 

Запрещено копирование материалов с сайта без гиперссылки на sheiko28.narod.ru  Нарушение исключительных прав преследуется законом.

© 2009-2016 sheiko28.narod.ruВсе права защищены.

 
Protected by Copyscape DMCA Copyright Detector

Яндекс цитирования